Почему для человека важны не только победы, но и поражения?

Каждого из нас в трудные минуты жизни утешали фразой: «Для человека важны не только победы, но и поражения». Зачастую мы пропускаем это замечание мимо ушей, ведь чего только не услышишь в качестве утешения. Мы думаем, что голову нам морочат очередные клише, которыми люди прикрываются за неимением мыслей. Однако, если задуматься, советчики не жалеют и не отговариваются, они наставляют нас. Жизненный опыт научил их извлекать пользу из неудач и силу из поражений. Все, что не убивает нас сегодня, завтра сделает сильней – эта крылатая фраза вдохновляет их добиваться побед ценой проигрышей. Но когда мы уязвлены просчетом, в нас просыпается юный скептик, который задается вопросом: Почему же для человека важны не только победы, но и поражения? Чему его могут научить разочарование и досада?

Рассуждая на эту тему, я вспоминаю произведение Тургенева «Отцы и дети». Как мы знаем, между Базаровым и Павлом Петровичем состоялась дуэль, в которой победу одержал молодой человек, а представитель поколения отцов был ранен. Если до инцидента принципиальный аристократ из всех сил противился женитьбе брата на простой крестьянской девушке, то после поединка стал настаивать на законном браке. Поражение открыло ему глаза на несправедливость его убеждений. Он полагал, что дворянин не может жертвовать положением в обществе ради любви. Сословные барьеры преграждали путь семейному счастью его брата, но Павел Петрович был неумолим в своей родовой гордости. Только поражение научило его мыслить шире и умерить свой эгоизм. Ему было стыдно и неприятно проиграть идейному врагу, однако именно негативные чувства отрезвили его и вернули в реальную жизнь. Кирсанов жил в прошлом времени, отдавая дань только тому, что было, а не тому, что есть. Получив ранение, он признал поражение не только физическое, но и нравственное, поэтому он раскаялся, и вместе с победой Базарова пришла победа нового поколения, новых законов, которым он подчинился, одобряя брак Николая Петровича.

Второй пример мы можем увидеть в романе Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников проиграл и оказался «тварью дрожащей», а «право имеющим». Он провалил свой великий замысел и не смог переступить через кровь, помогая ближним. Родион, в отличие от Наполеона, Фридриха Первого и других сильных мира сего, сдался и признал себя убийцей. Героя приговаривают к каторжным работам, и на этом, казалось бы, жизнь его закончилась. Он заклеймен и опозорен навеки, как каторжник и убийца, которому нет места в обществе нормальных людей. Ни карьеры, ни положения, ни благополучия ему не достичь. Это фатальное поражение, его последствий не исправить. Однако именно в эпилоге Раскольников начинает жить по-настоящему: он обретает любовь (Сонечку), веру (читает Библию) и, конечно же, надежду (он живет и честно трудится, не падая духом) обрести спасение и истину. Всего этого студент был лишен, поэтому решился на убийство. Одиночество, нищета и духовный голод толкнули его на грех. Пока он был «нормальным» и жил «как все», его существование не имело смысла и цели, а на каторге оно приобрело не только смысл и цель, но и счастье, которое герой так искал. Таким образом, поражение было необходимо ему, ведь если бы Родион победил, то есть стал полноценным преступником, он потерял бы свою духовную сущность, разменяв ее на грех.

Итак, на вопрос «Почему для человека важны не только победы, но и поражения?» я отвечаю: потому, что цели его не всегда справедливы и честны, и в борьбе за такую ложную цель лучше проиграть, чтобы понять свою ошибку. Победа, напротив, обернется катастрофой, но осознание это придет слишком поздно.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *