«Опыты» Монтеня: анализ

Кто такой Мишель Монтень? Краткая биография

Французский философ эпохи Возрождения. Но стали бы изучать очередного философа эпохи Возрождения, если бы он просто (или сложно) любил свою мудрость в богатом поместье, придворном салоне или столичном особняке? Наверное, он обогатил мир чем-то большим, нежели витиеватыми словопрениями. Это «что-то» теперь далековато от философии и знакомо нам со школьной скамьи. Первые муки слова, первый белый лист, зияющий пустотой, неразрывно связаны с эссе, которое у нас прозвали «сочинением-рассуждением». Его то и создал Мишель Монтень.

Начнем с того, что Мишель Монтень, вопреки расхожему мнению, не имеет отношения к художественной литературе. Он вводит жанр эссе, написав целый сборник эссеистики. «Опыты» — это его книга — подробный дневник мысли философа, которая охватила и оценила многие явления, проблемы и события эпохи.

По происхождению Монтень — дворянин, получил классическое образование, работал в парламенте. Однако в 38 лет он решил полностью изменить свой уклад жизни. Закончил все дела и уединился в родовом замке близ Бордо и прожил там до конца своих дней.  Каждый день он писал небольшие эссе-заметки. Ему было, о чем поразмышлять, как никак, за плечами был солидный жизненный опыт. Тематика сборника эссе «Опыты» самая широкая: от глубоких философских вопросов до бытовых неурядиц.

Когда Монтень издал свою книгу, его избрали мэром Бордо. Самый интеллигентный писатель проторенессанса, как часто величают Монтеня, стал еще и самым пресвященным политиком. Видимо, его преследовал злой рок, ведь от управленческой деятельности он не смог спрятаться даже в глуши. Жители Бордо, вероятно, даже и не предполагали, что воплотили теорию идеального государства, изложенную еще древними греками.

Какой жанр в «Опытах» Монтеня? Особенности и строение эссе Монтеня

В творчестве Монтеня размываются жанровые границы: эссе стоит на стыке художественной литературы и документалистики. По сути, автор лишь размышляет, дает свои критерии оценки того или иного явления. Едва ли такой мыслительный процесс можно приравнять к фантазии, что составляет художественный вымысел.  Монтень не придумывает яркую оболочку для своих сентенций, не разыгрывает театральное действо, где один из героев говорит то, что, по мнению автора, нужно делать. Он пишет серьезно, но при этом так просто, так понятно, что читателю становится ясно: без магии творчества здесь не обошлось. Монтень – не только философ, но и писатель, и сегодня, наверное, он стал бы звездой нон-фикшена.

Сколько томов в книге «Опыты»? Сборник состоит из 4 томов. Каждое эссе посвящено отдельной теме, поэтому ориентироваться в книге несложно. «Опыты» Монтеня можно сравнить с  книгой Лукреция «О природе вещей». Просто, Монтень, в отличие от него, пишет понятным языком. Его эссе воплощают жанровую свободу, характерную для «зари» эпохи Возрождения. Эссе из сборника «Опыты» состоят из двух частей:

  • изложение проблемы  (теория)
  • пример, иллюстрирующий проблему (практика)

Монтень удерживает себя от морализаторства (а это нелегко в условиях, когда господствуют средневековые нравы). Его мнение не выглядит как априорная истина, он всегда предоставляет читателю судить и размышлять. Монтень оказался прав: его книга понравилась даже французскому обывателю. Сборник приобрел широкую известность. Его новаторство проявляется в искренности автора и бесстрашии его самонаблюдения. Читатель узнает писателя ближе, чем многих реальных знакомых. Монтень не только смело рассуждает, он рискнул выставить на всеобщее обозрение свой психологический портрет. Эссе отличается от других форматов тем, что личность автора выражена ярко, текст не обособлен от авторского «Я». Это очень эмоциональный вид литературного творчества. Он сделал гигантский скачок от средневековой безликости, анонимности  к экспрессивной подаче своей точки зрения.

О чем сборник эссе «Опыты»? Философские взгляды Монтеня. Новаторство автора, как мыслителя эпохи ренессанса

«Опыты» — нечто большее, чем рефлексия. Монтень — натура незаурядная, человек тонкий и образованный, усвоивший лучше иных гуманистов уроки античной философии. Он познает самого себя (подчеркивая, что миссия невыполнима) с целью познать весь мир. Движения своей души он обязательно проверяет аналитическим умом, мудростью, почерпнутой из ученых книг, опытом, приобретенным с годами. «Опыты», кроме поразительно живого портрета автора, рождающегося из всей совокупности эссе, стали одной из лучших философских книг о человеке — человеке позднего Возрождения и человеке вообще. Монтень утверждает, что люди воплощают в себе всю божественную природу. Это утверждение разительно отличается от средневековых взглядов на человека, согласно которым любимое творение Божие порочно и виновато перед ним (первородный грех). У каждого из нас, как считал Монтень, свой жизненный путь и возможность управлять им. Конечно же, в средние века считалось, что судьбы першит божественное предопределение. Монтень пошел против условностей, не побоялся сказать новое слово.

Новый взгляд на человека как на существо динамично развивающееся, о котором нельзя составить устойчивое и единообразное представление, рождает необходимость новых литературных форм, новых приемов изложения. Монтень в себе самом акцентирует непостоянство, склонность к колебаниям, размышляет над зависимостью своих решений от внешних обстоятельств — короче, он подмечает такие душевные состояния, мимо которых проходила предшествующая литература. Утончается инструментарий психологического анализа, Монтень как бы показывает душевный мир человека изнутри, предельно крупным планом. Хотя к имени Бога Монтень обращается достаточно часто, хотя человек у него больше не руководствуется догматами церковной морали. Монтеню-гуманисту наилучшим жизненным принципом представляется следование закону природы, соблюдение предписанной ею меры. Монтень в духе Возрождения прославляет ценность повседневной жизни, а не загробной.

Монтень – скептик. Он признает, что человеком движет эгоистическое стремление «жить в кайф», как поет небезызвестный Макс Корж. Он признает и…не порицает этого, а доказывает справедливость такой позиции. На формирование мировоззрения философа сильное влияние оказали античные мудрецы Эпикур, Сенека, Плутарх, которые полагали, что высшая цель человека – достижение счастья. Если в средние века за норму принималась аскеза, то в античности наслаждения являлись основополагающей ценностью.  Автор «Опытов» доказывает, что только эгоист может создать гармонию внутри себя, ведь невозможно одинаково остро воспринимать и свои беды, и чужие. Иначе печалям не будет конца, а ведь человек рожден, чтобы быть счастливым. Именно поэтому Монтень отодвигает нравственность на второй план, полагая, что бесконечное следование навязанным нравственным установкам делает из человека либо лицемера, либо раба. Всякое насилие над своей природой во имя отвлечённой идеи долга казалось автору лишенным смысла надругательством над собой.

«Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя» (с) Мишель Монтень

Так зачем же тогда познание, если оно несовершенно и «миссия не выполнима»? Надо просто наслаждаться и выбрать «жизнь в кайф», как подсказывают нам апологеты массовой культуры. Но Монтень углубился в изучение феномена счастья и выяснил, что оно зависит от того, насколько человек преуспел в самокопании. Он должен знать, какой род деятельности  приносит ему удовлетворение,  какой образ жизни ему подходит, иначе говоря, что есть счастье конкретно для него? Надо определить не только свои склонности, но и антипатии, причины раздражения и печали, болевые точки и наиболее слабые стороны личности. Если стараться избегать их и выбрать максимально подходящую работу, симпатичное окружение, удобное жилье и так далее, то жизнь действительно «осчастливится». Хорошо будет не только такому эгоисту: общество тоже выиграет, когда его члены расположатся по своим местам.

Вклад Мишеля Монтеня в развитие литературы

Философия Монтеня стала чуть ли не божественным откровением для целого поколения художников. Он высвободил их талант из-под гнета средневековых условностей и запретов. Многие исследователи отмечают, что в работах Шекспира есть множество отсылок к «Опытам». На Монтеня ссылались и гораздо позже:  Бэкон, Гассенди, Мальбранш, Боссюэ, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Ламетри, Пушкин, Герцен, Толстой и другие мыслители, писатели и публицисты часто цитировали изобретателя эссе, полемизировали с ним или же соглашались с его позицией.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *