Образ Прекрасной Дамы в стихотворении А. Блока «В ресторане»

Александр  Блок – выдающийся поэт серебряного века, квинтэссенцией творчества которого всегда выступали таинственность намёков, мистика любви, загадочность предчувствий и необыкновенная природа идеалистического мироощущения. Он был погружен в теорию о двоемирии, представляющую собой идеи существования двух параллельных миров: реального и сверхреального, высшего. Блок неоднократно раскрывал перед читателями свои «неопределённые беспокойные волнения» и говорил, что им полностью овладели «мистические переживания». Благодаря своей особой символистической манере, поэт создавал совершенно иную действительность, помещая видимые материальные  и духовные явления в новые формы и наполняя их новым содержанием. Одной из самых необыкновенных фигур этой действительности стал образ Прекрасной Дамы.

Её портрет – миф, озаряющий яркими красками весь мир, сотворённый Александром Блоком.  Лирический герой находит спасение от всех несовершенств настоящего в ослепляющей безупречности и таинственности, сопровождающих Прекрасную Даму. Она является ему божественным спасением и одновременно губительным злоключением  и герой испытывает чувство смятения, ведь туманность образов всё время мешает ему разобраться в пламени страстей. Прекрасная Дама вызывает и поддерживает в лирическом герое череду непрекращающихся фантазий, чувство почтения и уважения, вечный порыв и стремление к очищению, страх душевной катастрофы, верность светлым юношеским надеждам, утончённость души.

Эта тонкая нить чувственности проходит сквозь всю любовную лирику Блока, и стихотворение «В ресторане» — не исключение. Поэт описывает вечер в одном из ресторанов Санкт-Петербурга, где он «в переполненном зале» увидел женщину, заворожившую его взгляд и захватившую всё его внимание. Нам не представлен портрет девушки, но воображение уже рисует её красоту и женственность, изящность, притягательность, и образ приобретает вполне реальные черты. С самого начала мы видим пересечение двух миров: автор увлечён каким-то высшим чувством, но тут же сомневается в реальности происходящего. Он пишет: «Никогда не забуду (он был, или не был, этот вечер)…» — и читатель понимает всю исключительную особенность случившегося, неповторимость этого вечера, феноменальность подобных ощущений для лирического героя. Сразу за появлением Прекрасной Дамы, Александр Блок, в свойственном ему ключе,  вводит в произведение главный символ – чёрную розу. Эта деталь крайне неоднозначна и мы не можем с точностью утверждать, что она означает, ведь чёрная роза символизирует не только плач утраты и трагическую любовь, но также чувство глубокой и чистой преданности. Вероятнее всего, эти значения собраны в стихотворении воедино: лирический герой действительно предан своей Прекрасно Даме, но его влюблённость губительна для него самого. Подтверждением такого предположения могут служить следующие строки:

«Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: «И этот влюблён»»

С первого взгляда может показаться, что девушка жестока и высокомерна, но автор тут же раскрывает перед нами истинное положение дел, завершая образ Прекрасной Дамы, складывающийся в голове у читателя. Её сердце тронуто, и это пугает её: «Ты рванулась движеньем испуганной птицы…». В стихотворении отражено истинное противостояние чувства и разума, что точно характеризует тонкую женскую натуру, даёт определение образу мысли, влечению, сознанию не только Прекрасной Дамы, созданной поэтом, но и любой другой женщины.

Женские образы всегда были для Александра Блока источником вдохновения, своеобразной колыбелью таинства, нежности, страсти, волнения, и он желал не просто разгадать женскую природу, но и передать её такой, какой она видится ему самому, донести до окружающих одурманивающую красоту женского начала, спрятанную под вуалью загадок. Поэт видел чарующие символы и знаки во взмахе ресниц встретившейся девушки, в движениях танцующих дам, в улыбке случайной прохожей, и увлекал нас, читателей, в особый мир, полный еле уловимых женских силуэтов, нежных ароматов духов, чуть слышного тонкого смеха. Под пером Александра Блока родился идеальный женский образ, и он останется  вечным напоминанием о том, насколько прекрасен и удивителен может быть мир, в котором есть женщины.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *