Образ Петербурга в романе «Евгений Онегин»

(322 слова) А. С. Пушкин представил в романе в стихах «Евгений Онегин» цельную энциклопедию жизни русского дворянства на рубеже 20-ых – 30-ых годов девятнадцатого века, изобразив широчайшую историко-культурную панораму жизни типичных городских обывателей – представителей двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Герои произведения неразрывно связаны с местами их происхождения и обитания, потому каждому из вышеназванных городов поэт уделяет особое внимание (помимо прочего — в лирических отступлениях).

Санкт-Петербург — то место, где завязывается и завершается сюжет романа, потому ему отводится важная роль. Северная столица связана преимущественно с главным героем одноимённого произведения — Евгением Онегиным, добрым приятелем лирического героя, родившимся здесь же «на брегах Невы». В первой же главе Пушкин воссоздаёт картину быта и нравов петербургского дворянского общества, характеризуя его как крайне современное и элегантное. Тут же Александр Сергеевич показывает читателю, как именно одевались представители дворянского сословия, что подавалось в лучших ресторанах и питейных заведениях, какие и у кого проводились балы и светские рауты. Наблюдая за распорядком дня «остриженного по последней моде» Евгения, мы узнаём, чем конкретно жил свет, как аристократы проводили свои будни и праздники. Здесь Пушкин в красках описывает и поход Онегина в театр, и его же возвращение домой, и нахождение в рабочем кабинете. Из описания этого помещения легко можно понять, что украшало интерьер восемнадцатилетнего философа, с какими странами и чем торговала Россия на тот момент времени. Важно осознать тот факт, что повествуя о подражании французской культуре, о жизни проевропейской страны и, наверное, проевропейски настроенного города, Пушкин не скатывается к какой-то едкой сатире, остановившись скорее на мягкой иронии.

Если в первой половине романа в стихах Санкт-Петербург представлен как город декабристского движения, живущий в непрестанном ожидании перемен, то во второй его половине (по большей части в последней главе) город на Неве – это пустой город, живущий в  мертвящем упоенье света.

Подводя итоги, нужно сказать лишь то, что Санкт-Петербург в романе «Евгений Онегин» изображён достаточно многоплановым и разнообразным, Пушкин сравнивает его не только с Москвой, но и с Венецией, что в итоге и даёт нам право самим сформировать для себя цельный образ города.

Автор: Роман Кашенков

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *