Образ главной героини из рассказа «Матренин двор»

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году и сначала назвал его «Не стоит село без праведника». Со свойственной ему прямотой писатель охарактеризовал главную героиню и дал оценку ее односельчанам уже в названии, но позднее ему, видимо, показалось, что это слишком буквально. Однако идея сохранилась, и первоначальный вариант наименования – надежное подспорье читателю в понимании авторского замысла.

Почему же Матрена – праведница? Даже если и так, скептик скажет, что образ получился неправдоподобно аскетичным и приторно благонамеренным. Но он не придуман: Матрена – реально существующая женщина из деревни Владимирской области, в которой автор какое-то время жил. Солженицын хорошо знал ее и был осведомлен о трагической судьбе. Впрочем, в ту эпоху все судьбы носили отпечаток страдания. Именно поэтому нельзя сказать, что героиня слишком идеализирована автором, ведь он с журналистской педантичностью фиксировал всевозможную информацию и был, скорее, публицистом, чем писателем. Его рассказ можно сравнить с работой Светланы Алексиевич, Нобелевского лауреата 2015 года, которая интервьюировала ветеранов и написала масштабный труд «У войны не женское лицо». Солженицын столь же ответственно и четко отображает тяготы целой страны в судьбе одной женщины. Нам, живущим в довольстве и благополучии, не понять ее стремления раздать себя всем нуждающимся, вырвать сердце, лишь бы помочь другим. Сложно поверить, что были такие героические и вместе с тем чудаковатые люди, не окруженные ореолом славы за свои молчаливые, неузнанные подвиги. Все ее дети умерли, личная жизнь разбита войной, но в ней все еще жива материнская любовь к ближним, хотя они этого и не ценят. Праведность героини в том, что ее чувство не нуждается в награде ответным чувством.

Главный мотив произведения – непонятая возвышенная душа. Без нее не может стоять не только село, но и весь мир. Только она, нищая и немощная, спасает окружающий мир от окончательного разрушения. Алчные и забитые люди уже ненавидят друг друга, ищут, как бы нажиться на скромном добре соседа, а не возможности помочь ему. Поэтому гибель главной героини особенно трагична: после ее исчезновения мир обречен. Солженицын ссылается на библейское предание о Содоме и Гоморре: Бог не нашел в городах и десяти праведников, поэтому они были уничтожены. Та же горькая доля, по мнению автора, уготована селу без праведницы.

Кроме того, в произведении обозначена тема жизни советской деревни 50 годов прошлого века. Старая, одинокая женщина выбивается из сил, пытаясь хотя бы прокормить себя. Топлива нет, сена накосить негде, все односельчане вынуждены воровать торф, надрываясь и рискуя получить срок. «Спина у меня никогда не заживает» — сетует Матрена. От власти кормильцам родины нет никакой поддержки, зато бюрократию чиновники умудрились организовать даже в полевых условиях:

«Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались…»

«Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти» — вот как рассказчик подводит итог этой жизни. Матрену никто не понимал, никто не ценил, бескорыстие ей вменяли в вину, а добротой беззастенчиво пользовались. Выполняя «мужицкую работу», женщина не жаловалась и безропотно переносила чужое бремя. В этом и был смысл ее жизни, в основе которой лежит христианская мораль: смирение, самопожертвование и безоглядная любовь ко всем людям.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *