Обнаженный рок: «Оргия Праведников»

Что делает с человеком рок-музыка? Дает почувствовать, что он по-настоящему жив, пропускает по нервам электрический заряд, забирается в грудную клетку и обнажает все, что там спрятано. Это энергия, боль, любовь, ненависть…. Все это сливается в одно невероятное чувство. Так рождается новая «религия», так родилась рок-группа «Оргия Праведников» в 1999 году.

Почему группа называется «Оргия Праведников»?

Почему оргия? Причем здесь праведники? Можно подумать, что это ирония или стеб священнослужителей. Но музыканты — очень даже верующие люди. (И образ Бога, и религиозные мотивы прослеживаются в текстах). Для начала надо сказать, что этот оксюморон в названии вскрывает всю суть рок-музыки, а  именно — протест, несоответствие, эпатаж. Разберемся, что же такое оргия. В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой сказано, что оргия — это «Особый тайный культовый обряд и празднество в честь некоторых древневосточных, древнегреческих и древнеримских богов». Ну а в античности людей не смущали всевозможные проявления «телесного». Отсюда и современное толкование слова. В целом, это разгульное, неуправляемое религиозное празднование. По большому толковому словарю под редакцией С.А. Кузнецова, праведник — это «В христианстве: святой, прославившийся безгрешной, непорочной жизнью, живший согласно религиозным заповедям и церковным предписаниям». Вот и еще одно противоречие — христианство и язычество.

Оргия Праведников – это новая вера

Кто же слушает «Оргию Праведников»? Самые интеллигентные фанаты рок-музыки. Это и дети, и суровые мужики, и молодежь, и тетеньки в возрасте.

«Любая песня или картина — не что иное, как признание в любви, а это — акт истинного творения! — Говорит гитарист Алексей Бурков. — И не важно, сколько человеку лет, в любви не бывает подходящего и неподходящего возраста».

Мы знаем, что если рок, то чаще всего — слем, разбитый пол, губы в кровь. Фанатам оргии такое чуждо. Эти люди пускают на рок-концерте бумажные самолетики и воздушные шары! Но при этом они способны устроить настоящее шоу: вверх взмывают флаги, шарфы, фаеры. На флагах — неизменный девиз «Свобода в служении». Это служение чему-то большему, чем сам человек. Это служение вселенской любви, которая дарит истинную свободу. Какая-то невероятная энергия, рок-молитва объединяет всех фанатов. Не устану повторять, что ОП — это новая вера: в ту же всеобщую любовь, в справедливость, в добро, в доблесть, в честь и достоинство.

Любовная месса на Оргии Праведников

Тема любви звучит очень часто и в различных вариациях. Например, в песне «Радио Армагеддон» на мир надвигается целое воинство, которое сметает все на своем пути, ломает прежний уклад жизни, но в итоге наступает «Эра любви без закона». Это не подростковый «устрой дестрой», а разрушение ради созидания. Не отказ от реальности, а битва за будущее. В песне «Вперед и вверх», под которую обычно на концертах в воздух взлетают бумажные самолетики, звучит та же тема: «Сильна, как смерть, любовь». И каждый в зале чувствует это.

Тема всеобщей, созидательной любви связана с образом Бога. Он предстает, например,  в образе ребенка:

«Совершенный Господь —
Это маленький мальчик.
Беззащитный Господь»

(«The catcher in the rye»)

«Ребенок и Бог суть одно. Посмотрите в глаза новорожденному — там никого, кроме Него, нет! — объясняет выбор этого образа Алексей Бурков. — С течением жизни мы обрастаем разными условностями и забываем, как смотреть на мир глазами маленького человека. В песне «The Catcher in the rye» музыка, текст и композиционно-исполнительские приемы, прежде всего, воспроизводят этот непосредственный детский взгляд на жизнь. Как будто и нет прожитых лет, и ты впервые смотришь на мир своими новыми глазами. Можно расти, развиваться, набираться мудрости и знаний, но никогда нельзя терять то восприятие мира, которое в 4 года мы еще помним, а вот в 40 лет — уже нет».

Герой песни бежит на помощь этому маленькому одинокому мальчику (Здесь можно провести параллель с песней Noise MC «Вселенная бесконечна» — «Бог — одинокий ребенок,/ Брошенный всеми»). И человек, ушедший от Бога, тоже мучается от бессилия и одиночества: «И мы одни. И нету никого,/ Кто звал бы нас: «Адам! Куда ты скрылся?»» (песня «Млечный путь»).

Образ Праведника

Но герой текстов ОП не теряет надежды обрести покой и гармонию. Это, как правило, героическая личность, рыцарь, идущий к Свету. Даже смерть не остановит его: «Раз не осталось живых, значит, мертвые — встать!» («Последний воин мертвой земли»). Он не служит идеальной прекрасной даме или простой земной женщине. Его миссия куда важнее. Это рыцарь Неба («наша родина – небо, и в нем не прочертишь границ»). Он стремится к свободе от земных рамок и законов. Этот рыцарь снова и снова проходит «вечный путь от сердца к солнцу». Через боль, лишения, страдания и ужас он бесконечно идет к вечной любви, которая теплой материнской ладонью смоет кровь с его загрубевшего лица. И тогда он станет снова мальчиком, чистым и светлым существом, приближенным к Нему.

Антигерой в рок-поэзии «Оргии Праведников»

Но путь героев ОП не всегда так ясен. Есть те, кто блуждает во тьме и наслаждается этой тьмой. Антигерой, который притягивает и зовет за собой в бездну. Это образ Казановы («Танец Казановы»). Мертвец, труп  на витрине, душа, погибшая в разврате и сладкой похоти. Но «вам же нравится пропасть», не так ли? «Кто сказал: «Казанова не знает любви» — тот не понял вопроса». Но это не та чистая, божественная любовь. Такое чувство — лишь момент, осколок, который еще сохранила разлагающаяся душа Казановы, готового «врастать в прежде чуждое тело». Он неоднозначен: герой чист и искренен в своем грехопадении. Он честен перед лицом порока, в отличие от тех, кто таит в себе грех и всю жизнь лицемерит. Не правильнее ли посмотреть в лицо самому себе, даже если его разъедает лишай разврата? «Я пленен сладострастьем полета на осколке взорвавшейся жизни!» Для него есть лишь краткий миг жизни, из которого надо выжимать всю остроту и сладость. Вот только между словами Казановы мы снова слышим обращение к Богу:

«Sanctus Deus, Sanctus fortis, Sanctus immortális, miserére nobis,
Miserére nobis.
Sanctus Deus, Sanctus fortis, Sanctus immortális, miserére,
Miserére nobis»

Господи, спаси от пропасти, в которую так хочется ступить и отдаться беспросветной страсти. Так что же лучше: идти, презирая смерть, страдая от боли, к Свету, или кружиться «в упругом пьянящем экстазе» манящей ночи? Это уже решать придется каждому самому.

Что будет после…?

Все в этом обнаженном электрическом творчестве «Оргии Праведников» объединяется. Это протест и одиночество, которые наоборот сближают людей. Здесь звериная страсть и божественная, спасительная любовь. К ней надо прийти посредством подвига, борьбы с этим миром, с его агрессией — слушая радио Армагеддон. А разрушение приведет к обновлению. И после битвы останется хотя бы один человек с мечом в руках, который сохранит доблесть, отвагу, любовь и понесет дальше лучи «великого солнца героев».

Автор: Анастасия Карташова

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *