Михаил Лермонтов, «Пророк»: анализ

Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова: сходства и отличия

Данное стихотворение было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году, незадолго до его гибели на дуэли. Поэт, словно предчувствуя свою участь, создаёт произведения, наполненные размышлениями о судьбе, течении жизни и предназначении человека. Он осознанно продолжает тему, затронутую в одноименном стихотворении А.С. Пушкина. Чем же отличается «Пророк» Пушкина от «Пророка» Лермонтова? Если у Пушкина на первый план выходят внутренние терзания лирического героя, его борьба с собственными пороками, то у Лермонтова главной темой в произведении становится противостояние пророка-поэта и толпы.

Композиция, тематика, идея в «Пророке»: о чем стихотворение?

Композиционно стихотворение делится на три части. В первых двух строфах описывается жизнь пророка среди людей, его попытки образумить толпу, принести в мир светлые начала: «Провозглашать я стал любви / И правды чистые ученья». Заканчивается первая часть повествованием о гонениях и нападках на лирического героя со стороны сограждан и даже его близких.

Во второй части рассказывается о жизни пророка в изгнании в пустыне. Он находит утешение и приют на лоне природы, а не в городе, где лермонтовский герой не был принят окружением. Город и природа словно противопоставляются друг другу в данном произведении. Так же создатель стихотворения в начале этой части указывает на то, что пророк сожалеет в какой-то степени о своем предназначении, и о том, что он не может донести до народа простые праведные истины. М.Ю. Лермонтов делает отсылку в первой строчке на древнюю иудейскую традицию: в знак великой скорби и покаяния посыпать голову пеплом. Характеристика лермонтовского Пророка – это описание типичного романтического героя: он одинок, не понят и недооценен окружением, потому что на голову выше его как в интеллектуальном, так и в моральном аспектах. Он чувствует в себе предназначение показать людям их духовную нищету, но не может его реализовать, так как общество не хочет смотреть правде в глаза. Поэтому внутренний конфликт, порожденный невозможностью применить свои исключительные умения и знания, оборачивается для него трагедией. Герой удаляется прочь от мира, отворачивается от него, но в этом жесте теряет важнейшую часть себя.

И заключительным аккордом является последняя – третья – часть «Пророка». Здесь показана картина прямого контакта поэта-пророка и толпы. Все возраста, и стар, и млад, презирают его и отворачиваются, словно от прокаженного. Люди не понимают пророка, считая, что раз он указывает на их пороки, то сам является гордецом, который ставит себя выше общества: «Смотрите: вот пример для вас! / Он горд был, не ужился с нами». Хотя сам М.Ю.Лермонтов аккуратно указывает, что само старшее поколение обуяно гордыней: «То старцы детям говорят / С улыбкою самолюбивой». В итоге человек, чьими устами говорил Бог, оказывается в изоляции из-за отсутствия веры у толпы.

Пророк в лирике Лермонтова: тема поэта и поэзии

М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с лирическим героем своего произведения. Он так же абстрагируется от мира, уходит в себя в последние годы, приписывая себе гонения и непонимание со стороны окружения. Тема противостояния поэта и общества остро стоит в «Пророке», так как самого Лермонтова тревожит данная проблема. В конце концов, он приходит к выводу о том, что конфликт истинного предназначения поэтического дара — «глаголом жечь сердца людей» — и толпы нельзя преодолеть.

Автор: Анна Коровкова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *