Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину

(373 слова)

Человечество всегда стремится к развитию, познанию окружающего мира. Целые поколения вовлечены в процесс накопления знаний о жизни, обществе и самой сущности бытия. Но, к сожалению, никогда не бывает абсолютной истины, и очень часто человечеству приходится менять убеждения и взгляды, подстраиваясь под изменчивую действительность. Однако не все готовы к этим изменениям, и многие русские писатели отмечали склонность к консерватизму, свойственную многим нашим соотечественникам.

Так в комедии Грибоедова «Горе от ума» перед нами предстаёт высший свет Москвы. На первый взгляд, степенные, достойные люди оказываются сборищем порочных лицемеров. Развратник и мракобес Фамусов, подлец и карьерист Молчалин, солдафон и невежда Скалозуб и многие другие. Все они живут в отрыве от реальной жизни. Поглощённые вопросами репутации, выгодного брака или подъёма по социальной лестнице они игнорируют все изменения, происходящие в мире, и руководствуются устаревшими взглядами своих отцов и дедов. Когда в их среду вторгается чужеродный объект в виде молодого идеалиста Александра Чацкого, сливки московского общества выдавливают его из своего тесного круга, сохраняя целым свой маленький затхлый мирок. Впрочем, Грибоедов не теряет надежды, что когда-нибудь молодая кровь сможет освежить это болото и излечить больную Россию.

Ещё одним примером закостенелости мысли можно считать героя романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» Сергея Кознышева — родного брата Константина Лёвина. Он — знаменитый учёный, обладающий огромным влиянием в обществе, осведомлённый во многих областях науки. Его уверенность и покровительственный тон лишь подчёркивают образ «гиганта мысли». На деле же Кознышев оказывается позёром и демагогом, мня себя как человека, понимающего народ, он оказывается так же далёк от него, как и любой другой дворянин. На протяжении всего романа читатель видит, как Сергей тратит свою жизнь на никому ненужные вещи, не зная, куда употребить свои силы, сохраняя при этом присущее ему высокомерие. В отличие от своего брата, который живёт полноценной жизнью, всецело отдавая себя работе и семье, Кознышев лишь пассивно наблюдает за тем, как настоящая жизнь проходит мимо него. В конце романа Толстой наказывает своего персонажа: книга Кознышева, над которой он так долго работал, проваливается, но тот даже не думает усомниться в своих способностях и переосмыслить свой подход к жизни, продолжая ставить себя выше остальных.

Многие русские писатели понимали, что люди, закрытые для новых идей, погружённые в себялюбие, не способны принести пользу обществу и лишь тормозят его развитие. Именно эгоизм и высокомерие не позволяют им признать заблуждения прошлого и следовать за прогрессом.

Автор: Михаил Щепин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *