Карма х кома: разбор треков ATL 

Сколько мышей нужно принести в жертву, чтобы уже вышел микстейп?

Обложка микстейпа АТЛ 2015 года

Обложка микстейпа АТЛ 2015 года

Глас вопиющего в комментариях «The Floy» был услышан. ATL (менее известный как Сергей Круппов) в 2015 выпустил не только микстейп, но и полноценный альбом «Марабу», который стал настоящей синей птицей для автора.

«Я не понимаю тех людей, которые говорят: «Я ожидал большего», потому что я не представляю, как можно сделать еще лучше» Андрей Рипер, vsrap.ru

«Самой успешной работой ATL по праву считается изданный в ноябре 2015 года альбом «Марабу». В данную пластинку вошло 10 композиций. Такого звучания, как в треках с «Марабу» до этого не было еще ни у одного русского рэпера» proekt-uveche.ru

«Мрачная апокалиптичность космических путешествий и маниакально-тревожная фольклорность текстов совершенно очаровывают, заставляя тонуть слушателя в промежутке между жестокой древностью и неумолимостью технократического будущего» Home | Журнал об отечественной музыке

Сюжетный, ритмичный и нетривиальный альбом во многом определил дальнейший путь ATL по счастливому билету. Аншлаги на площадках, лестные отзывы от стильных мира сего, чистый хайп от того, что нравится, без игры в весенние снежки на батлах. Удивительно, но в истории успешного эм-си был всего лишь один Versus, и тот «на донышке». Оба оппонента подзабыли текст, и, несмотря на то, что победа осталась за ним, Сергей заявил: он вряд ли продолжит триумфальное шествие по трупам, так как его больше интересует собственное творчество. Как минимум, за это эгоотречение он уже снискал уважение коллег и почитателей.

Кстати, о почитателях: свою синюю птицу ATL назвал аудиокнигой. Его зрелые тексты именно читают, ведь они далеко не трэп. Многие рецензенты уже обмолвились о том, что наряду с трупами в апокалиптических и мрачных песнях рэпера есть еще и тропы, причем, они преобладают. Кроме красивостей и витиеватостей слога, автор втискивает в текст мощную и разноплановую проблематику, а некоторым для этого и целого мифа мало на 200 страниц убористым почерком.

Обложка альбома АТЛ "Марабу"

Обложка альбома АТЛ «Марабу»

Идейно-тематическое содержание этих песен богато и вполне различимо. Да, в песнях довольно-таки много фольклорной символики вперемешку с неологизмами нашего времени, есть музыкальные аллюзии и даже ядовитые намеки на коллег по цеху, однако все они не настолько внутривенные, чтобы не распознать, подключившись к коллективному разуму интернета. Эстетские вывихи и претенциозные придыхания от собственной элитарности несвойственны этому «витязю словоблудия».

Когда общие слова сказаны, перейдем к делу: в данной статье мы разберем последнюю работу ATL, а именно микстейп «Карма х кома». В него вошли неизданные песни, куплеты из фитов и несколько новых треков. Поскольку мы, «могильные черви» по выражению самого Сергея, считаем, что это очень личный микс, мы представляем его вашему вниманию в виде своеобразного интервью, где процитируем самого ATL и дадим краткое пояснение к цитатам. Повествование мы разделим на тематические блоки, их пять: о творчестве, о рэп-индустрии, о жизни, о любви и о стране с политикой. Play

Обложка микстейпа АТЛ "Карма и Кома"

Обложка микстейпа АТЛ «Карма и Кома»

Не просто игры в скрэббл — это и есть та любовь до гроба

Скрэббл – это такая настольная игра, в которой нужно составить слова с помощью букв на доске. То есть, творчество для ATL – не хаотичный поток слов, составленных «лишь бы», чтобы победить в игре и получить корону из картона. Это любовь, мессианское чувство принадлежности к чему-то большему и бесконечная преданность ему.

Трек «Бисер»

Я был чужим для вашего племени,
Как снежный человек, ведь в меня не верили.
Над никому не нужными куплетами потели мы
И нынче этой тяжестью мы будем бить по темени

Релиз открывается куплетом из фита ATL со Скриптонитом под названием «Бисер». В нем говорится о том, как сложно прорываться из небытия к известности. Люди не верят в ноунейма, пока его успех фантастичнее йети. Они оценивают его тяжелый труд одним нажатием клавиши, но даже не подозревают, во сколько он обошелся. Однако эта тяжесть пробивает черепа и внедряется в свиные и человеческие головы. В треке обыгрывается знаменитая поговорка «метать бисер перед свиньями», то есть утруждаться, заведомо зная, что останешься непонятым. Автор яко господь отделяет чистых от нечистых: людям он посвящает письма, свиньям он выметает бисер.

Творчество воспринимается ATL, как тяжесть. Есть даже фит Dark Faders с Eecii McFly, Ka-тет, Horus и ATL с одноименным названием.

Трек «Тяжесть»

Тяжесть! Влачить куплеты — это так тяжко.
Тяжесть! Но кто ещё? Вот мы и тащим.

В припеве автор дает понять, что рэп – это тяжкое бремя, крест, который может влачить только истинный фанат своего дела. Мотив избранничества проглядывается во многих его треках, но в этом он предельно очевиден. Новые верижники – мученики искусства, которым не на кого переложить свою ношу. Если в христианской притче о кресте человек мог хотя бы Богу пожаловаться и попросить новую ношу, то наш герой – одиночка и гордец: он повзрослел вместе с человечеством и понял, что детское нытье бессмысленно. Лучше уж быть Сизифом Камю, который обрел счастье, поднимая камень в гору и ожидая его очередного падения. Он стал счастливым потому, что не уступил богам и не раскаялся. Так и ATL одиноко, но гордо несет свой крест в гору. Его бунт – это удар тяжестью по темени, как у Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». Его слишком долго не принимали всерьез, теперь приходит расплата.

Хотят мной стать, но остерегайся, бойскаут, лезть под шкуру монстра,
Что ночью поздно точит рифмы скрупулёзно,
А после у микрофона скалит десна

Еще один важный момент – это предостережение юным последователям, ведь они не подозревают, что за легким слогом скрыто хождение по мукам слова. Тяжелые ночные бдения – оборотная сторона дневного лоска, что пленяет молодых. Обожание и слава дается недаром. Как написал однажды Николай Гумилев: «На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ и погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!». Кстати, накаркал.

В тоже время автор всегда открыт для своих людей и подчеркивает, что он не отделяет себя от слушателей, зазнаваясь под жаркими лучами славы. Все это он сказал короче и талантливей, на то он и поэт: «Пересечемся в общепите».

Всем моим подельникам краба — этот трек с болью Багрова
От тех, кто нас услышит, от тех, кто нас увидит
Это босяцкий подгончик свыше, чтобы убить зубастый риддим

Данила Багров – всем известный брат из одноименных фильмов Андрея Балабанова. Этот герой – воинствующий романтик, искатель правды, который стал символом постперестройки. Атмосфера легендарных кинокартин чувствуется даже в битах ATL, некоторые из которых родом из 90-х. На уровне смысла тоже есть сходства, ведь лирических герой этих треков и Данила болели за страну, за людей, за расшатанные и растоптанные идеалы с принципами. Эти песни вбирают в себя и переживания тех людей, которых они цепляют, ведь творец чуток и видит далеко вперед.

Риддим — это последовательность из мощных толчков баса и коротких пауз, то есть не мелодичная музыка, а ритмичная, зажигательная. Босяк – обнищавший человек. Значит, творчество ATL – это дар юродивого, который должен заинтересовать людей больше, чем танцевальная музыка телодвижений ради. Зубастый риддим не отпускает своих жертв, как венерина мухоловка: прельщает видимостью, но ее суть – переварить человеческие мозги до состояния зловонной кашицы.

И (ты) ты ненавидишь это с любовью беспонтово
Но волей-неволей на максимум выкрутишь volume стопудово

Да, не все поспешат навстречу такому юродивому, но у него в арсенале та самая видимость (мощный бит), которая так пленяет людей. Даже если им не понравятся многобукаф, они все равно не смогут устоять.

Трек «Тоннель»

Это не самоубийство
Это и есть тот самый счастливый билет

В песне «Тоннель» автор разворачивает перед слушателем большуууую метафору. Лирический герой находится в подземке – это символ андеграундного движения, к которому многие относят творчество ATL. Он видит свет в конце тоннеля, что в нашем понимании является образом счастья, однако в метро свет в конце тоннеля – это стремительно надвигающийся поезд. Получается, что счастье для героя переплетается со смертью, он идет навстречу гибели, но она его не пугает, в отличии, например, от машиниста, который считает куплеты и припевы ATL странными и стремными.

Страх и боль неведомы «городскому самураю». Слово «самурай» произошло от японского глагола «служить», то есть в «Тоннеле» на первый план опять выходит тема преданности делу до конца, ведь самураи безразличны к смерти, и для них гибель в бою как раз таки была если не счастьем, то честью. Ту же мысль подчеркивает фраза «прогрессивные веды», то есть песни. Веды – индийская книга мудрости типа нашей Библии. Сравнивая ее со своими творениями, автор говорит о мессианском характере своего творчества.

Пусть душа поет, пусть душа болит

Самая жизненная песня в релизе – это трек «Пока молодой». В нем Сергей Круппов, как в свое время и Сергей Есенин, призывает слушателей не звать, не жалеть и не плакать, когда «все пройдет, как с белых яблонь дым».

Трек «Пока молодой»

Брат мой, я поделюсь с тобой тоской:
Когда насквозь пронзит нас боль,
Все было аху*нно, так что не спорь

Идея проста: пока ты молод, живи на полную катушку, но после не распускай нюни, ведь то, что было, прекрасно. Стопари и бокалы бились на счастье, как и твоя хрупкая жизнь.

Снова купюра упала на ладонь,
И я пою, танцую, пока молодой.
Сизый дым переполнит мое нутро,
что сожжено чертовой огненной водой

Это не пропаганда нездорового образа жизни, вольно. Данное четверостишье мы рассматриваем, как протест против мещанских условностей и конформизма (трусливого приспособленничества к общепринятым установкам поведения). Когда есть деньги, герой бросает их на ветер, чтобы жить сейчас, а не после покупки собачки, тачки и дачки. Влияние бабла вообще прискорбно, от него лучше быстрее избавляться.

Как и в «Тоннеле», здесь слушателя преследует смерть в багровых одеждах.

Но бесконечный тоннель багровый
Тебя размажет, как на фото фантомом

И до самого багрового рассвета
Ту же пленку крутит та же кассета

В «Пока молодом» она вообще ассоциируется с рассветом, то есть пробуждением мира и новым днем. Пока для кого-то веселье закончится, кто-то новый уже придет на его место: «Ту же пленку крутит та же кассета». И не перестанет. Иными словами, смерть – необходимое условие для новой жизни, которая будет продолжением вселенской мелодии.

Крути барабан этой русской рулетки
Либо сгинь, подавившись счастливым билетом

В «Тоннеле» автор продолжает философский разговор о жизни, делая выбор в пользу азартной игры, чреватой гибелью, ведь русская рулетка – это самоубийство на удачу. Можно, конечно, и отойти в сторону, но такое трусливое самосбережение не по нутру творцу – обреченному, но свободному игроку в жизнь.

Заигрывая со смертью, лирический герой становится похожим на Сатаниила, мятежного архангела, чей полет с небес в преисподнюю, наверное, сильно напоминает трек «Самолет». В нем рассказывается о путешествии музыкантов в рамках тура в очередной город.

Трек «Самолет»

И мы захватим этот борт
И на нем залетим на пати в новый город
А ты неси меня, юродивый пилот
Туда, где будем непристойно материться хором

Именно так выглядит жизнь это демонического героя, который сравнивает себя с террористом, подрывающим основы основ. Так оно, наверное, и есть, ведь террор – крайнее средство для слома старой парадигмы мышления, которым, к примеру, и наши революционеры не брезговали. Такой же сторонник кардинальных перемен хотел свергнуть Бога с небес, но попал в первый, что ни на есть, андеграунд. Поэтому в «Самолете» «Рейс номер 666 несется в ад», а в «Диджее» «преподобный безбожник крутит за пультом».

И это не Бигбон или Вятский Квас

Это месиво, и все мы пустимся в этот бл*дский пляс (цитата из «Бисера»)
О рэп-индустрии в микстейпе «Карма и Кома» сказано не так много, но все же можно посвятить этой теме маленький пункт. Строчка в заголовке – бумажный самолетик в адрес Тимати и D.Masta. В свое время D.Masta рекламировал лапшу Бигбон, а Тимати пиарил марку «Вятский квас». ATL обращает наше внимание на то, что его музыка – это не рекламный ролик, а он – не криэйтор. Для него первостепенно творчество, а не монетизация оного.

По мнению автора (как нам показалось, такого его мнение), рэп-тусовка – притон, где «простительны мирские шалости, твои мелкие мерзкие пакости». Возможно, символ взят неслучайно, и это отсылка к «Притону» Скриптонита. ATL чувствует там себя органично, так как его треки «с болью Багрова», а, значит, притон – это уже святилище.

Трек «Диджей»

Ты привнеси сюда всю свою боль, отныне это святилище, а не притон

Иными словами, не надо винить жестокую судьбу и дебри реалий, чтобы оправдать то, что заложил штаны за рюмку. Даже сейчас и здесь можно посвятить себя творчеству, не стремясь стать менеджером в искусстве. Просто вместо расчета нужно привнести боль, которая объединит слушателя и исполнителя в катарсисе.

Чтобы творить, нужно отдаться делу полностью, а многие «Больные душевно анорексией» не способны на это, поэтому «не устоят как башни-близнецы». Творчество – божественная красота, созданная человеческими руками, — требует жертв, а именно самоотречения: «Моя экс-ведьма была права: на уме лишь кроссовки, рэп и трын-трава».

Ты — аллергика нос и тополиного пуха грация

В микстейпе ATL есть две песни о любви: «Птица» и «Плохая». Именно они пользуются наибольшей популярностью, и нетрудно догадаться, почему. Любовная лирика всегда привлекала многочисленных особ женского пола, алчущих искусства. Правда, зачастую их привлекает банальное отверстие симпатичного мажорчика, изрыгающее признания, но в данном случае мы имеем дело с исключением. Лирика получилась отменного качества и незаурядного толка. Взять хотя бы цитату в заголовке: как изящно автор описал Прекрасную Даму, которая возбуждает все имеющиеся рецепторы. Героиня возбуждает и возбуждается сама, поэтому она представляется ATL летним воплощением двуликого Януса.

Трек «Птицы»

Прекрасная Дама Круппина чем-то похожа на одноименный образ Блока: такая же роковая женщина. Она «пятками стертыми давит выползков» и «пришла с концами с ними расквитаться», а Блок в свое время об этом событии написал так: «Пусть разрушается тело — душа пролетит над пустыней. Будешь навеки печален и юн, обрученный с богиней». Легкая поступь девушки в воображении этих поэтов превращается в наркотический приход апокалипсиса, который опьяняет и убивает.

По тихой плесневеешь с ног до ушей
В поисках милых черевичек из кожи ужей,
Из кожи людей, чей хитин сброшен уже

Мотив этим изощренных пыток – корыстный. ATL-лирик не отступает от поэтической традиции Log-dog и Domino, где роковая женщина соблазнительна, продажна и меркантильна. Она неизменно одарена тайной печалью, которая намекает на ее особенное прошлое.

 Дождями теплыми печаль всю выплескав

Также Всесильная она обладает магическим притяжением и абсолютной властью Дамы с камелиями (Дама с камелиями — роман Дюма-сына о легендарной куртизанке, ред.).

А ты заставила вылезти из-под панцирей
Всех тех, кто готов был навсегда остаться в них

Но во всех песнях ее жизнь, так или иначе, приобретает оттенок обреченности: «Ты — те водоросли, вплетенные утопленнице в волосы». Например, во все той же «Птице» почти все глаголы, относящиеся к прелестнице, автор употребляет в прошедшем времени. Те же, что употреблены в настоящем и будущем, говорят исключительно о смерти. Это закономерно, ведь у роковой профурсетки не может быть хеппи-энда, она играет в жанре трагедии и является узницей своего амплуа. Ну не может стать матерью-героиней женщина, рядом с которой даже многоэтажки кажутся стояками!

Текст «Плохая»

Текст ATL «Плохая» более физиологичен и откровенен. Здесь возвышенный образ низводится до чего-то земного и осязаемого. Лирический герой, не стесняясь, говорит о своем желании.

А ты найди меня в глобальном поиске
Тут и промокнет твое днище илистое

Теперь он сам провоцирует и берет инициативу в свои руки. Но почему-то, разрушая сакральную неприкосновенность мечты, он становится саркастичным и насмешливым.

А ты винища бутылку то вылакай,
Да инстаграмм этот мой стремный вылайкай,
И всё изворотливей и вычурней
Какую-то хероту ты паришь в личку мне

Лирический герой замечает, что отношения становятся привычным и поднадоевшим квестом из шаблонов и стереотипов нашего века. Проходить его скучно, но из порочного круга нет выхода. Остается иронизировать и дерзить, чтобы как-то отмежеваться от происходящего, однако получается лишь скорчить Poker face на совместной фотографии.

Новым аватаром свои лики корчишь:
Ты там вряд ли ангел, да и я не очень.
Безвкусный лук с кислым привкусом

Английское Look переводится на русский как «вид». Получается, что девушка не только вычурно переписывается, но и безвкусно одевается. Кроме того, если автор имел в виду теплолюбивый овощ, то он хотел сказать, что лук, на самом деле, не имеет вкуса. Мы его придумываем, вдыхая едкий запах и щуря слезящиеся глаза. Так и девушка придумана героем от начала и до конца, но, когда первые восторги утихли, выяснилось, что она – пустое место и имеет разве что привкус. Поэтому героиня песни «Птицы» слепила звезды, а вот «Плохая» может только высекать искры, сами знаете, откуда. Обладание принесло разочарование, и магия образа испарилась, поэтому «Плохая», скорее, гимн пресыщению, а не страсти.

Как жирная пицца, страна поделена

О стране с политикой автор тоже не очень много рассуждает, но некоторые строки привлекли наш пытливый взор. Например, фраза в заголовке: жирную пиццу делят для того, чтобы съесть, а все мы знаем, что некогда национализированное коммунистами добро в 90-х расприватизировали по карманам, и целые куски национального достояния достались тем, кто первыми протянули руки. Теперь эти всенародные приобретения кормят лишь тех, кто участвовал в дележе.

Трек «Ной»

Под самый мрачный лязг качель мы все здесь знатно попали
Здесь злой притон и есть ковчег, где каждой твари по паре

Качели представляют собой маятник, который движется из крайности в крайность. Так и наша страна всегда была между двух огней: раскольники и никониане, карамзинисты и шишковисты, западники и славянофилы, красные и белые и т.д. Когда качели летят в другую сторону, они издают и вправду мрачный лязг. Гремят цепи каторжников, гремят ужаленные колокола, гремят даже тихие ночи, когда неслышно паркуется черный воронок. И тогда попадают все. Притон действительно становится ковчегом, ведь укрывал же он Есенина, Маяковского, Высоцкого… Вспоминаются строки из «Письма к женщине»: Тогда и я под дикий шум, но зрело знающий работу, спустился в корабельный трюм, чтоб не смотреть людскую рвоту. Тот трюм был — Русским кабаком. И я склонился над стаканом, чтоб, не страдая ни о ком, себя сгубить в угаре пьяном.

«Вокруг лишь палево» — и кому, как не Сергею это почувствовать. Хотя лирический герой вовсе не считает себя праведником и даже сомневается в себе, он не может пройти мимо и жить спокойно, ведь «на бойню это стадо ведомо». И тут в треке «Ной» неожиданно появляются черты гражданской лирики.

И мне ль блаженствовать в раю, среди цветов покоясь
Покуда братья мои в бою бредут в крови по пояс.
С*ка, гордись грязной страной в радость, в горесть
Пронзит мне грудь красной стрелой, значит, нырнул под поезд

Метафора из «Тоннеля» развернулась настолько, что задела и «Ноя». Лирический герой несмотря ни на что принимает грудью красную стрелу и не сходит с рельсов.

Скоро этот подвижник вновь отправляется в паломничество по городам и весям, поэтому внимательно следите за афишей и не пропустите его выступления в вашем городе.

Взлетаем в облака и воздушные ямы,
Чтобы, наконец, твой город оттаял.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *