Какой предстаёт муза в лирике Некрасова?

Образ девушки с лирой, томной дамы с веером или обычной крестьянской красавицы часто встречается в произведениях многих авторов, они называют её своей Музой. Блок писал о незнакомке в синем, Маяковский вдохновлялся Лилей Брик, Сальвадор Дали практически канонизировал свою жену, а обнажённая Маха Франциско Гойя и по сей день будоражит умы многих творцов.

Возвращаясь к своеобразию Прекрасных Дам отечественных поэтов, вспомним, что Муза Николая Алексеевича Некрасова заслуживает особенного внимания. Продолжая традиции Александра Сергеевича Пушкина, Некрасов посвящает своё творчество народу: «Я лиру посвятил народу своему…», — пишет он в одном из своих стихотворений. Поэты того времени вдохновлялись утончёнными дамами в узких платьях, а Муза редактора «Современника» была особенной — молодой крестьянкой, работающей в поле. Поэт неотделим от духа своего времени, он и есть голос этого духа, поэтому вдохновительница Некрасова показывает нам народ, для которого и писал отчаянный русский либерал свои стихи.

«Вчерашний день часу в шестом»
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Стихотворение написано в далёком 1848 году и пролежало в столе писателя 25 лет, пока он не решился написать его в альбом одной своей знакомой. Мир узнал о Музе Некрасова только спустя десять лет после его смерти, а образ гордой крестьянки жил и творил с поэтом бок о бок всю его жизнь.
Это образ Музы униженных и оскорблённых, вместе с тем возвышенный и сильный, не боящийся кнутов судьбы и социальной несправедливости. Сенная площадь выбрана не случайно, крестьянку избивают в самом демократическом месте столицы (где не состоялась попытка декабристов изменить жандарскую Россию) кнутом — символом позора и унижения, а сама девушка представляет собой образ поруганной родины, которая с гордостью переносит все тяготы судьбы. Некрасов, как истинно-народный поэт, не случайно выбрал именно такой образ для своей героини. Положение крестьянской женщины в то время было весьма бедственным, публичные порки действительно случались на площадях Петербурга. Но она не плачет и не просит о помощи, она молчит, и на наших глазах создаётся образ грозной, сильной натуры. Некрасов ценил эти черты в русских женщинах и вдохновлялся ими, порицая мир за его неоправданную жестокость и порочность.

Некрасов не оставлял образ Музы-крестьянки без внимания ещё долгое время. Подобных девушек мы видим в поэмах «Мороз красный нос» и «Коробейники». В них женщины предстают в образе сильных личностей, готовых перенести с достоинством все невзгоды и достойно выйти даже из самых унизительных ситуаций.

Но не только простая крестьянка стала для Некрасова верной спутницей творчества. В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» перед читателем встает образ дворянской женщины, обитательницы высокого сословия, которая так же разделяет непростую долю русской страдалицы. Обе героини уходят за своими мужьями-декабристами на каторгу. По дороге их характер претерпевает изменения, на всём протяжении поэмы мы видим становление могучего национального духа. Сцена борьбы Трубецкой с иркутским губернатором полна подлинного драматизма, а самосознание Волконской крепнет с каждым пройденном ею отрезком пути.
Размышляя над образом Русской женщины, Некрасов сделал её своей Музой. Она сильная, непоколебимая как скала, всегда ходит с гордо поднятой головой и никогда не преклонит колено перед своим угнетателем.

Автор: Мария Васютинская

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *