Как стать незаурядным собеседником?

Одиночество в сети – уже не название бестселлера Януша Леона Вишневского, а состояние души многих фолловеров, застрявших в тщетных поисках реально интересного собеседника. Все эти штампы вроде «как дела?», «доброе утро», «приветик» давно приелись: их так заездили, что они издыхают на площади, как ломовая лошадь из стихотворения Маяковского. Разумеется, нельзя просто так взять и придумать новый язык, мы не Велимиры Хлебниковы. Но если мы хотим нравиться, очаровывать и в итоге сформировать свой карасс (так Курт Воннегут называет сообщество близких людей, которые играют особую роль в жизни друг друга), необходимо «прошить» свой лексикон, обогатить его неологизмами, окказионализмами, оригинальными жаргонизмами, чтобы привлечь внимание собеседника и открыть нового человека, как открывают целые континенты.

Часто бывает, что кто-то по-настоящему нравится, а выйти за рамки дежурной любезности или делового обмена репликами не удается. Вы его заметили, но он или она не отличает вас от других коллег или знакомых. Особенно сложно, когда знакомство происходит или развивается в интернете, где рассчитывать приходится только на слова, которые ускользают, как только появляется повод написать. Постепенно зло берет, почему же получается так казенно, так безжизненно и однообразно? Ваш диалог не отличить от сотен других, и это даже задевает самолюбие. Кто бы мог подумать, что фантазию можно не только отнять (как в знаменитой антиутопии «Мы» Евгения Замятина), но и привить с помощью чтения специально подобранной литературы.

Речь идет не о бездарных мотивационных книжках аля «брак за 15 минут», а о тех писателях и поэтах, которые были рекордсменами словообразования. Самые оригинальные комплименты, неординарные сравнения, изысканные признания – все это нужно искать не на сомнительных сайтах «обо мне и о фигне». Многие классики забыты, поэтому их изобретения смотрятся свежо и эффектно. Инвентаризация литературы обогатит ваш читательский опыт и оборудует лексикон на все случаи жизни.

«Что за слова у тебя из ограды зубов излетели!» Гомер

Например, Гомер. Его эпические поэмы до сих пор звучат креативнее, чем многие современные опыты стихосложения. Именно он впервые использует двусоставные прилагательные (быстроногий, многомудрый, винноцветное,  серебрянолистный и т.д.). Кроме того, он выражается, вплетая в гекзаметр древнегреческую мифологию, поэтому наше «доброе утро» в «Илиаде» «златотронная эос» — богиня утренней зари на золотом троне. Также встречается вариант «розоперстая эос». Ночь – нюкта. К ней как раз хорошо бы подошло определение «винноцветная». У Гомера стоит поучиться «небуквальности»  описаний. Исследователь его творчества Гладстон пишет:

«Гомер имел дело с прекраснейшим образчиком синего цвета. Но он никогда не описывает небо этим словом. У него оно звездное, или широкое, или великое, или железное, или медное, но никогда голубое»

Поэт и бард часто использовал превосходительную степень, не считаясь с языковыми традициями: «державнейший», «ненавистнейший» и т.д. Такой высокопарный стиль можно использовать для создания иронического оттенка высказывания или едкого саркастического панегирика, когда нельзя сказать прямо или же выигрышнее съязвить. Никому не нравятся грубые, злые восклицания или горькие сетования, а вот чувство юмора ценят все. Главное, не переборщить.

«Омедведила тебя захолустная жизнь!» Гоголь

Автор стремился к употреблению яркой, эмоциональной фразеологии, какой является  разговорная просторечная. Преобладают крылатые фразы с отрицательной оценкой, но именно они делают произведения Гоголя такими безжалостно ироничными. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: « Русский человек задним умом крепок».

Ругается Гоголь очаровательно, используя народные, вымершие присказки и поговорки:

«…Какая же причина в мертвых душах?  Даже  и причины нет. Это, выходит, просто: Андроны едут, чепуха, белиберда, сапоги всмятку! Это просто черт побери!…»

Его излюбленные фразеологизмы:  грести лопатой серебро, лить пули, бить в глаза, задавать баню, песок сыплется, прибавить в пику, пускать по миру, строить куры, черт попутал, пареная репа, без племени и роду, возводить в перл создания, ни аза не знать, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет, пошла писать губерния и др.

Также Гоголю не было чуждо словотворчество. К примеру, он бы посоветовал «подснастить» речь,  называя панка «зеленокудрым», а бездельника – «небокоптителем».

«Я трагедию жизни претворю в грезофарс…» Северянин

Лингвисты подсчитали, что у Северянина на 3.000 единиц узуальной лексики  приходится 118 авторских новообразований. Футуристы недаром славятся словотворчеством, это очень высокий показатель. Лирика проще и меньше по объему, чем эпос или драма. Так что легче хотя бы раз в день открывать для себя новое стихотворение, а не читать безразмерные тома прозы, отыскивая перлы.

Его неологизмы идеально подходят для общения и вдохновляют на создание уникальных авторских слов самого читателя. Понимая принцип скрещивания языковых единиц, можно придумать незабываемые поздравления, шутки и остроумные вкрапления в повседневные беседы.

Слова наподобие «повсеградно» и «повсесердно» — абсолютное новаторство Северянина. Такой способ словотворчества никто не применял. Всегда стоит потратить пару минут на создание или припоминание яркого, смыслоемкого аналога клишированным, конвейерным выражениям.

«Оэкранен», «взорлил», «отсверкал», «снегоскалый», «олуненный» и многие, многие другие примеры из произведений Северянина помогут разукрасить привычный диалог и удивить собеседника, вовлекая его в игру. Подбор слов и процесс их преображения похожи на конструктор или мозаику, которые вы предлагаете собрать. Такое общение сближает, ведь дежурным отпискам не остается места. Вас начинают замечать, а вашего сообщения – ждать с нетерпением. С этого начинается привязанность.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *