«История одного города»: анализ

Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»: слушать аудиокнигу

История создания романа. Замысел. Идея

Замысел «Истории одного города» сформировался у автора постепенно, в течении нескольких лет. В 1867 году писатель сочинил и выставил на суд публики новый сказочно-фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой» (этот рассказ ложится в основу известной нам главы под названием «Органчик» в «Истории одного города»). В 1868 году Слтыков-Щедрин начал работу над полномасштабным романом. Работа над ним заняла чуть больше года (1869-1870 гг). Первоначально произведение было озаглавлено «Глуповский Летописец». Название «История одного города» появилось позже. Роман был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки».

Авторский замысел произведения «История одного города» состоит в изображении государственного строя, в котором общество примиряется со своим вечно угнетенным положением и считает, что это в порядке вещей. В лице общества в повести выступает народ (глуповцы), «угнетателем» же являются градоначальники, которые сменяют друг друга с завидной скоростью, при этом успевая разорить, разрушить свои владения. Салтыков — Щедрин иронично замечает, что жителями города (Глупов) движет сила «начальстволюбия», и без правителя они незамедлительно впадают в анархию.

Идея произведения «История одного города» — эта стремление показать историю русского общества со стороны, как люди на протяжении многих лет переносили всю ответственность за устройство своего благополучия на плечи почитаемого монарха. Перемены не могут прийти извне, пока народом правит сознание того, что самодержавие — есть высший порядок.

История одного города: тема, проблемы, смысл, суть

Тема произведения «История одного города» — это сатирическое изображение современного Салтыкову-Щедрину политического устройства России. Сатира здесь направлена на две стороны жизни – показать, насколько губительно самодержавие и выявить пассивность народных масс. Если характер сатиры по отношению к самодержавию носил полное и беспощадное отрицание, то по отношению к народу ее цель заключалась в исправлении нравов, в политическом просветлении.

Основная проблема в романе — это несовершенство власти и ее политических приемов. В городе Глупов правители, они же градоначальники, сменяются один за другим. Но при этом они не привносят чего-то нового в жизнь народа и в устройство города. В их обязанности входит забота лишь о своем благополучии, интересы жителей города градоначальников не волнуют. Ответственность и стремление устранить насущные проблемы им и вовсе чужды.

Несмотря на сатирическую и ироничную основу произведения, в нем заложена очень важная суть. В романе «История одного города» смысл — только при наличии свободного и критического видения власти и ее не несовершенств — возможны перемены к лучшему. Власть может менять свое направление, но если общество живет по правилам слепой покорности, то притеснения неизбежны. Автор произведения не призывает к восстаниям и к революции, в повести нет ярых бунтовских стенаний, но суть одна — без осознания своей роли нет пути к переменам.

Жанр, композиция, особенности (гротеск, гипербола, сатира) в романе «История одного города»

Жанр произведения «История одного города» — сатирический роман. Представляет собой некое хронологическое обозрение о выдуманном городе Глупов. История города записана в летописях, которые находит автор и пересказывает их читателям.

Композиция выстроена в хронологической последовательности, в произведении классическое линейное повествование, но каждая глава представляет собой завершенную сюжетную линию.

Художественную особенность повествованию предает своеобразное переплетение мира фантастического и реального, где соседствуют фантастический гротеск и публицистический накал актуальных и реальных проблем. Необычные и невероятные происшествия и события подчеркивают абсурдность изображаемой реальности. Автор мастерски использует такие приемы, как гротеск и гипербола. В жизни глуповцев все невероятно, преувеличено, смешно. Например, пороки градоначальников сильно преувеличены, намеренно выведены за рамки действительности. Автор сгущает краски для того, чтобы искоренить реально существующие проблемы через осмеяние и публичное поругание. Ирония также является одним из приемов выражения авторской позиции и его отношения к происходящей в романе действительности. Люди любят посмеяться, и серьезные темы лучше преподносить в ироническом стиле, иначе произведение не найдет своего читателя. Роман Салтыкова-Щедрина, прежде всего, смешной, поэтому он пользовался и пользуется популярностью. В то же время он безжалостно правдив, он больно бьет по злободневным темам, но читатель уже заглотил наживку в виде юмора и не может оторваться от книги.

Образы Градоначальников в «Истории одного города»: характеристика героев

Градоначальники в романе Салтыкова-Щедрина являются людьми, которые по адекватным меркам никак не способны управлять городом и быть олицетворением власти. Все действия градоначальников совершенно фантастичны, бессмысленны и часто противоречат одно другому. Один правитель строит, другой все разрушает. Один приходит на место другого, но в народной жизни ничего не меняется. Не происходит никаких существенных перемен или улучшений. Градоначальники же имеют общие черты — самодурство, ярко выраженная порочность, мздоимство, алчность, глупость и деспотизм. Внешне же они сохраняют обычный человеческий облик, тогда как внутреннее содержание личности таит в себе жажду подавления и угнетения народа с целью наживы.

Кто такие гпуповцы? Происхождение

Глава «О корени происхождения глуповцев» (фрагмент из аудиокниги)

Глуповцы в романе являются жителями города Глупов, история которого описана в «Глуповской летописи». Согласно летописи, глуповцы произошли от древнего народа под названием головотяпы. За свою глупость головотяпы были переименованы в глуповцев. Происхождению этого народа отведена в романе целая глава «О корени происхождения глуповцев».

В древние времена на Руси жил народ — головотявы. Они враждовали с соседними племенами, а также между собой. И вот устав от ссор и беспорядков, головотяпы решили найти себе правителя, который устроил бы порядок. Через три года они нашли подходящего князя, который согласился править ими. Глуповцы вместе с приобретенной властью основали город Глупов.

Данная история очень похожа то, как Нестор описал историю возникновения Руси в «Повести временных лет». Эту параллель автор проводит специально, чтобы намекнуть, кого же он подразумевает под глуповцами, и кто все эти градоначальники: полет фантазии или реальные русские правители? Автор четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию и ее порочность, переиначивая историю на свой лад.

Народ и власть в Истории одного города

Глуповцы, которые олицетворяют народ в произведении Салтыкова — Щедрина, находятся в состоянии бессознательного поклонения власти. Они беспрекословно подчиняются капризам самодержавия, абсурдным приказам и самодурству правителя. При этом они испытывают страх и благоговение перед властью. Власть же в лице градоначальников использует свой инструмент подавления на полную силу, не считаясь с мнением и интересами своего народа.

Салтыков-Щедрин указывает на то, что народ и власть друг друга стоят, ведь пока общество не «дорастет» до более высоких стандартов и не научится отстаивать свои права, государство не изменится: оно будет отвечать примитивному спросу жестоким и несправедливым предложением.

Смысл финала «Истории одного города»

Финал (фрагмент из аудиокниги)

Символическая концовка, в которой погибает деспотичный градоначальник Угрюм — Бурчеев, призвана оставить послание, что у российского самодержавия нет будущего. Но нет и определенности, постоянства в вопросах власти. Остается только терпкий привкус тирании, за которым, возможно, последует что-то новое.

Автор: Гульназ Камалова

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *