Голем: как он пришел в современный мир?

Роман американской писательницы Хелен Уэкер «Голем и джинн» придется по душе всем любителям мифологии, фэнтези и городских легенд. Здесь нашлось место и романтической истории любви, и проблемам мигрантов, чувствующих себя одинокими в большом чужом городе, и удивительным приключениям, и даже волшебству. Предлагаем поближе познакомиться с главной героиней романа — Хавой.

Что такое голем?

Прежде всего, стоит разобраться, что это за загадочное существо. Согласно легендам, это человек из глины, оживленный с помощью тайных знаний. Слово «голем» имеет значение чего-то неоформленного, лишенного образа. Он не имеет своей воли и выполняет все желания хозяина, но, если он вырвется из-под контроля человека, может причинить ему вред. Однако цели и способы создания голема могут быть совершенно различными.

Наиболее полно этот образ исследован в книге Гершома Шолема «Представление о големе в его теллурических и магических связях». В своей работе Г.Шолем опирается на различные комментарии к Книге Творения, а также на народные легенды об этом существе.

Книга Творения

Книга Творения, одна из основополагающих книг в каббале, была написана между 3 и 6 веками н.э. Она описывает создание космоса. По мысли автора Книги, мир был создан посредством 22 букв. Каждая буква «отвечает» за один из элементов космоса и один из органов человеческого тела. Это сочинение воспринимается как описание сотворения мира, однако не исключено, что оно, вместе с тем, могло служить руководством для магической деятельности. Возможно, именно комментарии к этой книге использовал герой романа Иегуда Шальман для создания голема.

Легенда о Пражском големе: как создать его?

Самая известная легенда об этом  мистическом существе  относится к 16 веку. Она была изложена в книге Исаака Башевиса-Зингера «Голем». Согласно ей, пражский раввин Иегуда Лев (Лейб) создал глиняного человека, чтобы защитить свой народ от преследований.  Во время молитвы к равви Лейбу явился один из тридцати шести праведников и открыл ему тайну создания глиняного человека. Чтобы оживить голема, на его лбу раввин написал одно из имен Бога. Когда таинственное существо исполнит свое предназначение, его нужно было уничтожить, стерев это имя. В романе Хелен Уэкер предлагается другой способ создания универсального слуги: Иегуда Шальман вручает будущему мужу Хавы листок бумаги, на котором записаны две команды: одна – чтобы сделать голема и вторая – чтобы уничтожить его.

Равви Лев постепенно утратил власть над своим созданием, а его невероятная сила представляла опасность для окружающих. Лишь хитростью пражскому раввину  удалось уничтожить свое творение. По легенде, его останки до сих пор хранятся в пражской синагоге.

Для чего создается голем?

Как мы видим на примере раввин Лейба, создатель голема должен был быть праведником, не преследовать никаких корыстных целей. В книге Г.Шолема перечислены несколько целей создания голема:

1) для использования в «обряде посвящения»;
2) для спасения народа;
3) для помощи по хозяйству.

Иегуда Шальман, человек с нечистой совестью, делает это, чтобы заработать деньги, что недопустимо. Само создание голема из богоугодного дела превращается в греховное и опасное занятие. Кроме того, он совершает это в одиночку, хотя было бы необходимо участие двух или трех человек.

Тем не менее, в роман обыгрываются и другие «цели» сотворения голема. Интересно, что героиня, живя в доме Мейера, помогает ему по хозяйству, фактически выполняя функции его горничной. Существует легенда, в которой терракотовая Галатея становится служанкой своего создателя. Когда на хозяина голема донесли властям, обвинив его в колдовстве, он доказал, что она не была настоящим живым созданием, и вернул ее в исходное состояние.

Значение имени «Хава»

Обычно имя голему выбирает его создатель. Так, например, в легенде о Пражском големе раввин Лёв дает своему созданию имя Йозеф. В романе «Голем и джинн» Авраам Мейер предлагает героине самой придумать себе имя, но Хава отказывается, предоставляя это право ему.

Тогда раввин дает женщине-голему имя Хава, которое, по его словам, происходит от слова «жизнь». Именно это слово, согласно некоторым легендам, использовалось для оживления глиняного человека.

Кроме того, Хава – это вариант имени Ева, что, конечно же, вызывает ассоциации с библейским Адамом. В  талмудической агаде Адам на раннем  этапе своего формирования  назван големом.

Характер и внешность голема

Внешность и характер Хавы: ее исполинский рост и огромная сила, трудолюбие, готовность к самопожертвованию, связь с силами земли, которые, согласно преданиям, могут поглотить голема или его создателя; подавляемая страсть к разрушению — все это нашло отражение в многочисленных легендах. Так, например, согласно уже знакомой нам легенде о Пражском големе, однажды глиняный человек, оставшись без работы, начал бегать, желая все уничтожить. Состояние ничегонеделания так же пугало Хаву. Не зная, чем заняться, она «начинала суетиться, дергаться, ломать то, что случайно попадалось под руку».

По другой легенде, изложенной в книге Х.Л.Борхеса «Каббала», голем попросил  своих создателей убить его, потому что боялся, что люди начнут боготворить его, как идола, и впадут в заблуждение. Хава также часто повторяет, что скорее убьет себя, чем причинит кому-либо вред.

Отличия от традиционного образа

Тем не менее, героиня романа не полностью копирует характер своих легендарных предшественников. Хава приобретает самостоятельность, она способна принимать решения и нести ответственность за них. Усложняется ее характер, она может испытывать чувства, даже любить.

Таким образом, образ голема в романе Хелен Уэкер во многом сохранил связь с каббалистическими преданиями и народными легендами об этом существе, однако претерпел некоторые изменения. Удалось ли Хаве преодолеть свою природу и полностью стать человеком, — решать читателям.

Образ голема в искусстве

Образ Хавы в романе – далеко не единственное воплощение голема в художественной литературе. Существует версия, что легенда о глиняном человеке также послужила одним из источников романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Монстр Франкенштейна обладает такой же разрушительной силой, направленной против своего создателя.

Каббалистическая легенда  также нашла отражение в романе Густава Майринка «Голем». Образ этого таинственного существа в романе противоречив. С одной стороны, он был создан, чтобы выполнять самую черную работу, и может  уничтожить все на своем пути, выйдя из-под контроля. С другой стороны, голем, оживающий каждые тридцать три года и внушающий ужас всем людям, становится двойником главного героя и связывает его с событиями, произошедшими много лет назад.

Роман Г.Майринка вдохновил прог-рок группу «Il Segno del Comando» на создание  альбома «Der Golem».

Не обошел образ голема и кинематограф. Пауль Вегенер в 1915-1920 годы создал трилогию о глиняном человеке, в которую вошли фильмы «Голем», «Голем и танцовщица» и «Голем: как он пришел в мир». Последний фильм считается классическим воплощением этого сюжета. Он занял 193 место в списке лучших 500 фильмов ужасов всех времен. Кадры из этого фильма использовала американская этно-группа Davka в качестве обложки для своего альбома «The Golem».

Кажется, что и это далеко не последнее воплощение голема. Берущий начало в народных преданиях и каббалистических книгах, образ глиняного человека продолжает вдохновлять писателей и музыкантов на создание новых произведений, заставляя читателей и слушателей замирать от страха.

Автор: Анна Севастьянова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector