Экзистенциализм в романе Мастер и Маргарита

Не так давно на «Литерагуру» пришел запрос: «Как роман «Мастер и Маргарита» связан с экзистенциализмом?». Мы были слегка озадачены, зачем это вообще кому-то понадобилось, но у нас, как в греческом отеле – «All  inclusive». Так что за дичь такая «экзистенциализм» и как ее изловить в смысловых дебрях романа «Мастер и Маргарита»?

Что такое «экзистенциализм»? Кратко

Экзистенциализм – это философия, которая оказала сильнейшее влияние на развитие литературы 20 века. Обратите внимание, когда появился экзистенциализм: в 1931 году этот термин одним из первых упомянул Карл Ясперс, основоположник религиозного экзистенциализма. В России первые авторы, которые разрабатывали эту философию, Лев Шестов и Николай Бердяев начали работать еще накануне Первой мировой войны. Булгаков начал писать роман «Мастер и Маргарита» в 20-х годах прошлого века, однако работал над ним до самой своей смерти. Мало кто знает, что произведение не закончено, а знаменитые герои (автор романа о Понтии Пилате и его возлюбленная) появились незадолго до смерти Булгакова. Если советский писатель (в условиях реакционной политики)и не мог ознакомиться с передовыми философскими публикациями и вдохновиться новыми идеями, то на уровне настроения, всеобщей тенденции развития литературы и философии, на уровне интеллектуальной интуиции он мог почувствовать новое веяние и подсознательно воплотить принципы экзистенциализма в форме художественного произведения. Об этом говорит и тот факт, что основные носители экзистенциальных идей в романе, главные герои были придуманы автором не с начала, а как бы введены в повествование по прошествии многих лет. Видимо, он испытывал то состояние, которое выразил в известных нам образах, и искал способы его определить и описать словами. Нельзя сказать, что в какой-то определенный момент все писатели взяли и узурпировали одну свежую мысль, паразитируя на ней всем миром. Произошел парадокс, как в свое время с изобретением радио: несколько независимых друг от друга исследователей открыли удивительные свойства радиоволн. То же самое прозрение синхронно произошло у художников по всему миру. Главные теоретики экзистенциализма всего лишь зафиксировали перемены в образе мышления европейской цивилизации, а не искусственно скомпоновали заумное учение забавы ради.

Экзистенциализм стал следствием к усталости и отчуждения личности от классической рациональной немецкой философии, кризис которой загнал людей в тесные житейские рамки потребительского, размеренного, рутинного существования. Внутренний мир и его связи с внешним — иррациональны, заявляет новая философия. Они не должны подчиняться повседневному мелочному расчету. Впрочем, подробнее о самой философии вы можете узнать здесь, а мы пока попробуем применить основные принципы экзистенциализма к роману «Мастер и Маргарита» и найти примеры.

Принципы экзистенциализма. Примеры из литературы

1. Существование «первичнее» сущности (применительно к человеку). Свою сущность человек обретает по ходу существования, иначе говоря, делает себя сам. Вася, уголовник и пьяница, не рождается таковым, а становится. Нет у него злого рока, тяжелых обстоятельств, предопределения — никаких оправданий нет. Он сам творец судьбы своей. В романе «Мастер и Маргарита» этот принцип отчасти опровергается: например, Воланд говорит Маргарите о королевской крови, которая течет в ее жилах. Значит, «породу» Маргарита унаследовала от прапрабабушки, французской королевы. В этих словах Воланда содержится ответ, почему героиня не такая, как все, почему ее тошнит от обеспеченной жизни, почему она мыслит другими категориями, не свойственными ее времени.  Видимо, сущность Маргариты все-таки предопределена.

 2. Культ свободного существования. Свобода у экзистенциалистов —  не «свобода духа», а «свобода выбора», ее у человека отнять невозможно, ведь он вброшен в совершенно равнодушный мир. Поэтому свобода человека в том, что никому дела нет до его выбора: ни Богу, ни черту, ни окружающему миру. Никто не смешивается в его жизнь, он сам за нее в ответе. Единственные субъекты, которые могут помешать человеку жить свободно, это другие люди. Начиная с родителей и заканчивая детьми, человек оказывается в под давлением чьих-то амбиций и требований. Часто мы наблюдаем, как общество в рамках конкретного социального института или общество в целом определяет выбор индивида. Неслучайно Сартр, один из ведущих теоретиков экзистенциализма, говорил: «Ад – это другие». В романе «Мастер и Маргарита» этот принцип воплотился в сатирические описания многочисленных «товарищей», которые лишь усугубляют пороки друг друга. Стремление советских политиков к коллективизации приобрело уродливые, гротескные формы. Человек подхватывал эту заразу от других: сам по себе он вроде бы и ничего, а в толпе становится только шестеренкой в большом «Интеграле», который смешон в своем убожестве. Характерен пример Ивана Бездомного: он – добрый, открытый, неиспорченный молодой человек, но тлетворное влияние окружения, сосредоточенное в образе Берлиоза, превращает его в дубиноголового графомана – пропагандиста. Оказавшись в психиатрической клинике, Иван обособляется от общества и знакомится с яркой индивидуальностью – Мастером. На наших глазах он превращается в приличного парня: осознает, что писал «плохие стихи» и начинает трезво относиться к тому, что происходит вокруг. «А стихи я больше писать не буду» — говорит он, начиная выбирать.

При том, что в романе присутствуют и Бог, и черт, незаметно, чтобы они как-то влияли на то, что делают люди. Каждый сам по себе, пока дело происходит в разных мирах. Под юрисдикцией света или тьмы человек окажется после смерти, но на земле никто не наставляет его на путь истинный. Свита Воланда хулиганит и только. Сам он озабочен весенним балом. Бог-сын читает романы. Его посыльный лишь раз явился в Москву и то не к людям. То есть, грешат или не грешат они сами, демоны и ангелы тут ни при чем. Значит, выбирают герои романа свободно, никто, кроме общества, их не принуждает.

3. Существование человека подразумевает ответственность: не только за себя, но и за окружающих. Этот принцип в романе активно демонстрирует Маргарита. В первый раз она требует в награду от Воланда освобождения Фриды, которой она считает своим долгом помочь. Всего лишь выслушав ее, королева Марго решила проявить участие в ее судьбе, почувствовав себя ответственной за Фриду после этого разговора. Так и Мастер заезжает попрощаться с Бездомным, как бы хочет доказать ему, что стремление к высокому имеет смысл и любовь, даже если она слишком похожа на мечту, сбывается и способна победить рутину, суету и само бытие. Мастер понимает, что ответственен за формирование этого молодого человека и не может просто так его оставить. Понтий Пилат на протяжении всего действия в условиях внутреннего конфликта не перестает думать об Иешуа. Он осознает себе виновным в его смерти, хотя он – прокуратор, а Иешуа – преступник. Пилат после трагедии уже видит свой долг в другом: не судить людей, не обрекать их на смерть, а отомстить за предательство Иуде из Кириафа, чтобы хоть как-то загладить свою вину.

4. Временное и конечное существование. Человеческое существование — это бытие, обращённое в смерть. Именно поэтому смысла в большинстве избитых человеческих ценностях (карьере, власти, ненавистной работе, которая взамен жизни дает комфорт) нет. Как утверждал Альбер Камю, один из теоретиков экзистенциализма, для счастья человеку нужно быть любимым, наслаждаться жизнью на природе, заниматься творчеством и путешествовать.  Смысл есть только в самом процессе жизни, а если он неприятен, тогда непонятно, зачем жить, собственно? Поэтому отношение к смерти у экзистенциалистов – спокойное. Человек приятно провел время, что еще надо? В романе уделом Мастера и Маргариты стал безмятежный покой: жизнь на лоне природы, творчество, любовь и возможность путешествовать. Они там одни, без общества и без дурного влияния, как следствие. В реальном мире они умерли без сожаления, ведь земная жизнь принесла им лишь страдания.

Само отношение автора к смерти довольно нетипичное: гибель Берлиоза откровенно высмеивается, становится поводом для забавных выходок дьявольской свиты. Интересно, что никто не видит в произошедшем трагедии, но все упорно убеждают в этом друг друга, прямо как в жизни. Все умирают, в этом нет ничего удивительного. Близких родных у Берлиоза нет, а коллеги и не в состоянии расценить его смерть, как личное горе. Зачем тогда лукавить? Не лучше ли откровенно признать, что все мы умрем, а раньше или позже – не имеет особого значения, тем более, для посторонних людей.

Относится ли роман «Мастер и Маргарита» к экзистенциализму?

Несмотря на то, что мы нашли кое-какие совпадения, нельзя сказать, что «Мастер и Маргарита» — экзистенциальный роман в полном смысле слова. В нем есть экзистенциальные мотивы и темы, но его не сравнить, скажем, с художественным манифестом экзистенциализма, романом Камю «Посторонний». Если вас интересует литературное воплощение всего идейно-тематического комплекса этой философии, то лучше обратить внимание на творчество Сартра, Камю или Кобо Абэ. 

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *