«Душа пророчит, как оракул»: анализ

Раннее творчество Северянина

Творчество Игоря Северянина – ярчайший образец русского футуризма. Хитросплетения метафор, оригинальные рифмы, неукротимая словотворческая фантазия и экзотические эпитеты – вот визитная карточка эго-футуриста. Таким он пришел в модернистскую литературу начала 20 века. Позже его стихотворения перебесились и выстроились в классические размеры, оставив эгоцентрический пафос и лингвистические эксперименты буйной и страстной молодости. Однако именно «будетлянином» больше всего запомнился Северянин, ведь дерзкое и острое мастерство его раннего периода творчества является феноменальной вспышкой самобытного и необыкновенного таланта. Северянин — поэт серебряного века, модернист до мозга костей, который стремился к обновлению самого духа творчества.

В качестве примера, иллюстрирующего этот взлет творческой мысли, можно привести небольшое стихотворение Северянина, названное по первой строчке: «Душа пророчит, как оракул». В двух четверостишьях автор как будто бы расписался, показав свои способности одним изящным росчерком пера.

Стихотворение, написанное в 1908 году, вошло в сборник «Ручьи в лилиях», опубликованный в 1922 году. Поэт неоднократно читал его на публику, и его манера чтения контрастировала с содержанием: грустное лирическое послание он пел вызывающим баритоном, выговаривая слова носовым произношением на французский манер. В результате, публика встречала его хохотом, однако смысл стихотворения далек от площадной веселости, испытанной слушателем. Основная тема стихотворения – разлука.

Анализ стихотворения Северянина»Душа пророчит, как оракул»

Душа пророчит, как оракул,
Мне ледяные вечера.
Как раньше я алмазно плакал!
Как плакал тускло я вчера!

Чуткое сердце подсказывает поэту, что любовь покинет его. «Ледяные вечера» представляют собой символ одиночества, грусти и неприкаянности покинутого влюбленного. Он объят ледяным холодом, ведь никто не согреет его, не разрушит тюрьмы его уединения. Лирический герой с тоской вспоминает свои алмазные слезы, то есть дает читателю понять, как дороги ему эти взаимоотношения. Драгоценные мгновения миновали, и слезы поэта потускнели, как и его одинокая жизнь. Блеск и очарование сильных чувств, которые заставляют человека пролить слезу, были атрибутами любви, и когда она ушла, то унесла их с собой.

Ты не придешь, не забрильянтишь
Моей источенной слезы:
Я для тебя, как вишне — ландыш,
Как челн — для влажной бирюзы…

Лирический герой понимает, что возлюбленная больше не вернется, как и драгоценные минуты упоения чувством. Он больше не нужен ей. Если вишня – вкусная и полезная ягода, то ландыш – всего лишь красив. Хрупкий цветок раскрывается одновременно с цветами вишневого дерева, но он умирает бесплодным, ненужным и забытым человеком, а вишня только начинает жить, ведь ее плоды будут радоваться солнцу добрую половину лета. Так же понятна метафора с челном – гребной лодкой, которая может с легкостью сгинуть в бирюзовой пучине воды. Он пойдет на дно, но она останется – красивая и спокойная.

В этом стихотворении проявляется футуристское пристрастие к окказиональным выражениям: «забрильянтишь», «алмазно». Новообразования Северянина служат ему для новаторского выражения давно известных чувств, которые уже неоднократно описывали мастера слова. Чтобы выделиться, поэт прибегает не только к созданию авторских словоформ. Его метафоры склеены из обычных общеупотребительных названий предметов: вишня, челн, ландыш и т.д. Но классическому поэту едва ли пришло бы в голову сравнивать вишню с ландышем, дабы показать ненужность одного человека другому. Есть более очевидные и, надо сказать, заезженные средства художественной выразительности. Однако модернизм благословлял своих героев на новые подвиги. Футуристы, как и другие представители авангардных течений, стремились оттолкнуться от классических образчиков и канонов, хотели создать что-то инновационное, свое. Одним из самых эффективных средств оказался поэтический новояз.

В отличие от своего коллеги по перу Маяковского, Игорь Северянин все же использовал классические стихотворные размеры и формы. В то же время его никак не нельзя обвинить в консерватизме, ведь по количеству выдуманных слов он едва ли не превосходит Маяковского.

Анализ стихотворения «Ананасы в шампанском»

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector