Аргументы: Равнодушие и отзывчивость в рассказах Бунина
И.А. Бунин – мастер рассказа. Он не только затрагивает в коротком повествовании вечные темы, но и существенно расширяет возможные художественные средства. Его рассказы наполнены звукам, запахами, мельчайшими визуальными подробностями. Живая, уличная речь придаёт диалогам непринуждённость. Вершиной творчества Бунина является сборник рассказов «Тёмные аллеи». Но тема равнодушия и отзывчивости поднимается не только в его эмигрантской прозе, но и ранних рассказах.
- В рассказе «Господин из Сан-Франциско» главный герой равнодушен ко всему, кроме своей мечты – разбогатеть. Но деньги накоплены, и жизнь должна бы уже начаться, а герой умирает. Тогда оказывается, что он (имени у героя нет) был интересен окружающим только накопленным состоянием. После смерти общество старается не замечать его: из отеля тело тихонько выносят, на корабле гроб находится в трюме и не мешает живым наслаждаться счастьем на палубе. Здесь, как герой был равнодушен ко всему, кроме самого себя, так и остальные люди равнодушно относятся к нему.
- Отзывчивость характерна для рассказов Бунина о деревне. Например, в «Лаптях» крестьянин Нефёд, чтобы достать для больного мальчика красные лапти, которые «душа просит», идёт во время вьюги в город, за шесть вёрст. Ему невыносимо видеть, как страдает ребенок, даже не понимающий того, о чем просит. Возможно, этот бред – признак того, что больной живет последнюю ночь. Дедушка хочет успеть доставить внуку эту радость, пусть даже в последний раз, но замерзает на обратном пути, но всё же за пазухой у него находят детские лапти и пузырёк с фуксином. Так Нефёд не побоялся даже пожертвовать собой ради больного ребёнка. Его поступок красноречиво доказывает, на какие подвиги ради семьи способен отзывчивый человек.
- Историю в рассказе «Цифры» сообщает дядя. Он вспоминает случай из детства племянника. Мальчик очень рвётся узнать цифры, не может сдержаться и шалит. Дядя слишком раздражается, ругает его. Он понимает, что поступил с мальчиком грубо, руководствуясь своими «взрослыми» правилами, но признаться в этом не может. А племянник, понимая, что его счастье (узнать цифры) зависит только от другого, извиняется, забыв обиду и самолюбие. Такая доброта меняет настроение дяди. После он объясняет племяннику цифры и наслаждается радостью мальчика. Это событие выдает в рассказчике отзывчивого человека, который сразу же почувствовал свою неправоту и нравственное превосходство ребенка над собой.
- В жизни семьи безразличие бывает заметно ещё сильнее. В рассказе «Красавица» вдовец женится второй раз на очень привлекательной девушке. Однако она «спокойно возненавидела» его сына от первой жены. А мальчику было всего семь лет. Сначала его переводят из спальни отца в гостиную, потом на большой сундук в коридоре. Он рассматривает одну и ту же книжку с картинками или просто смотрит в окно, пока взрослые делают вид, что его не существует. Его воспитанием, конечно, никто не занимается, ведь красавица лелеет мысль о собственных детях, а до чужого ей дела нет. Мальчик оказывается не нужным этой семье, и даже отец не замечает его удручающего положения.
- В рассказе «Муза» показано безразличие к любящему человеку. Муза Граф признаётся герою рассказа, как бы, между прочим, что он — её первая любовь. Они проводят вместе время, когда он переезжает с Арбата на дачу. После в его имении она живёт как жена и хозяйка. Ничего в их отношениях не предвещает разлуки, ничего не отталкивает их друг от друга. Но однажды Муза так же невероятно, как появилась, уходит к его другу. При этом она спокойна, для нее это ровно ничего не значит, а герой действительно страдает. Муза же совсем не реагирует на него и просто оставляет его в прошлом.
- «Сны Чанга» — рассказ о псе и его хозяине, капитане. Жизнь героев изменилась, раньше они странствовали, а теперь живут на берегу. Капитан совсем разуверился в людях, он одинок и думает, что жизнь лишь «скучный зимний день в грязном кабаке». Конечно же он так думает, ведь герой любил жену, а она вероломно ушла от него. Теперь герой пьёт, пытаясь погрузиться в спокойную безнадёжность и отпустить свое прошлое. В таком же полусне живёт с ним и Чанг. Здесь после краха любви показано равнодушие человека к миру и к самому себе, как будто вместе с верой в людей в нем умерла и душа.
- Герой рассказа «Стёпа», купец Красильщиков, застигнут грозой, и останавливается на постоялом дворе. Он знает хозяина, который сейчас уехал в город, и его дочь Стёпу. Он внезапно чувствует к ней влечение, добивается своего, а после самодовольно усмехается, хотя и побаивается, что отец Стёпы всё сразу поймёт. Для девушки же это возможность счастья, первой любви и надежды. Красильщиков обещает, что женится, а сам уезжает на поезде в тот же вечер. Таким образом, герой не подумал о Стёпе, её детских ожиданиях, её доверчивости. Он не был равнодушен к её красоте, но был равнодушен к чувствам. Безразличие к людям легко перерастает в подлость и порочность, ведь герой испортил девушке всю жизнь, лишив ее веры в людей, в честность, в любовь.
- Иногда любовь зарождается из сочувствия. Например, герой рассказа «В Париже» случайно встречает в русском ресторане официантку. Вместе они идут в кино, и он надеется, что это — счастливая встреча, которую он ждёт. Из разговора, она понимает, что Николая Платаныча бросила жена. Но и муж Ольги Александровны остался в Югославии, и здесь ей трудно и одиноко. Она сочувствует его неустроенной жизни, ведь оба героя здесь, в Париже, только эмигранты, лишенные дома. Они проводят вместе ночь, а после живут вместе. Вскоре герой умирает. С его уходом Ольге Александровне кажется, что жизнь кончена. Ведь именно эта встреча придала их существованию смысл.
- Отзывчивость может спасти человека от необдуманного поступка. Например, доктор из рассказа «Речной трактир» был поражён тем, как девушка молилась и плакала в церкви. Вечером он встретил её в кабаке, в компании промотавшегося и развратного помещика. Доктор поддерживает её в нужный момент: отталкивает помещика, укоряет её за то, что она в таком месте, заставляет уйти. Она же после плачет, но целует руку доктору на прощание, благодарит его. Только бескорыстная и великодушная помощь ближним может изменить мир к лучшему, ведь эта женщина не пала жертвой похоти и порока, она получила шанс на достойный брак и, скорее всего, не упустила его.
- Кроме людей можно быть отзывчивым и к своему предназначению. Именно таким был старый моряк из рассказа «Бернар». Он всегда усердно выполнял свою работу, и перед смертью смог сказать, что был хорошим моряком. Автор показывает чуткость Бернара к тому, что от него хотел Бог. Так же автор считает, что и он был отзывчивым к предназначенному дару и может сказать те же слова. Так разнообразно проявляются в рассказах Бунина равнодушие и отзывчивость. Автор рассматривает все возможные грани от безразличия и великодушия, начиная с отношений между людьми и заканчивая чуткостью к своему таланту.
Автор: Анастасия Варго