Анализ стихотворения «На прения с самим» (Бродский)

Иосиф Александрович Бродский являлся, как и по сей день является, не только выдающимся русским и американским поэтом, эссеистом и драматургом, но и тонким ценителем души. В своих многочисленных произведениях он производит в первую очередь поиск «по самому себе», рассматривает свою экзистенцию в различных ракурсах и подвергает критике не только многих знаменитых личностей, но и самого себя. Однако при этом говорит, что всего два-три раза сталкивался с более совершенными душами, чем его собственная. Впервые взглянув на лирического героя Бродского, можно подумать, что он смотрит на мир скептически и иногда цинично, но это лишь первое впечатление. Все это — лишь защитная реакция на мирские невзгоды.

Тематика

Большая часть его стихотворений пропитана глубокой задумчивой печалью. В стихотворении «На прения с самим», созданном в 1960-е годы, можно выделить явственное недовольство лирического героя самим собой, он не чужд самокритике и повествует о себе с ощутимой иронией. Этот эффект усиливают ярко построенные фразы, которые и без прилагательных бьют очень метко.

Лирический герой занимается самоанализом, стремится проанализировать события его жизни, пытается понять мир, на что «порою изведешь такую тьму и времени и слов, что ломит грудь». Под обращением на «ты» автор подразумевает общение рассказчика со своим внутренним «я».

Образ лирического героя

Далее поэт приводит ряд черт, которые характеризуют главного героя: говорит, что черты его лица всегда тверды и чужды любой беде, но также «чужды любой среде». Таким образом, он констатирует собственную противоречивость, анализирует свою сущность и делает это с крайним скептицизмом.

В предпоследней строфе читаем, что лирический герой — одновременно Лот и его супруга. Здесь видна отсылка к известной библейской легенде. Лот – благородный человек, спасшийся из разоренного Содома. Уйти из города подсказали ангелы. Лот сделал это вместе со своей женой и дочерьми. Однако супруга все равно погибла. Она, нарушив наставления, посмотрела назад, чтобы еще раз взглянуть на покинутый город, после чего обратилась в соляной столб.

Первыми двумя строками поэт хочет сказать, что не надо искать причину своих бед в окружающем мире и что вина в тебе самом. Возможно, можно трактовать эту отсылку на легенду как параллель с его душевным состоянием, то есть он одновременно идет вперед, но и не может не обернуться назад, что его убивает.

В чем смысл стихотворения?

Последняя строфа — ключевая и самая кричащая, но этот крик напоминает вопль отчаяния и попытку найти последний выход для обретения душевного покоя. Лирический герой убеждает себя сохранять спокойствие и быть непоколебимым.

Смотри без суеты
вперед. Назад
без ужаса смотри.
Будь прям и горд,
раздроблен изнутри,
на ощупь тверд.

Стихотворение также можно отнести к теме «поэта и поэзии», значит, описанные автором стенания возникли в творческом процессе.

Творчество Иосифа Александровича является культовым, но судьба его тяжела и полна испытаний. Он осваивал профессию слесаря, отбывал срок за тунеядство, подвергался опале в советской печати, был выслан из страны и не допущен на похороны родителей. Однако его произведения были распространены в самиздате, прорывались сквозь цензуру, красовались в европейских газетах и журналах, звучали на радио. Сам же поэт стремился только к тому, чтобы остаться частным лицом в мире утверждающих и равнодушных. Конечно, человек, прошедший такую школу жизни, знает, что значит «на ощупь тверд». Смысл его рассуждений в том, чтобы привить читателю стоицизм и стремление сохранить свое достоинство в любой ситуации. Однажды он тоже выходил из Содома, и нельзя было оглянуться, и мучительно хотелось нарушить запрет. Не раз в мыслях он обращался к отвергнувшей его родине, но оглядки лишь приносили ему горечь и боль, ведь тот, что оборачивался, погиб. Но новый Бродский его не отрицает, не предает забвению. Он сочетает в себе Лота и супругу – нового и ностальгирующего себя.

Размер и средства художественной выразительности

Говоря о стихосложении Бродского, следует отметить, что написано данное стихотворение ямбом, рифмовка перекрёстная. У предложений сложный синтаксис, использован стихотворный перенос, что значительно влияет на ритм и восприятие. Тут использовано поразительно мало эпитетов, удивительно, как практически без их участия автор добивается создания соответственной атмосферы.

У Бродского встречаются меткие метафоры («на прения с самим собою ночь убив»), также рефрен («но это только ты»), инверсии, сравнения.

Его читали, читают и будут читать, потому что в его творчестве поднимаются вопросы, которые должны беспокоить не одно поколение людей, не одно поколение душ.

Автор: Марина Скоблина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector