Анализ стихотворения Ахмадулиной «Не писать о грозе»

Белла Ахмадулина — блестящий автор, чьи стихотворения выстроены на чувствах и эмоциях. Ее трудно с кем-то перепутать, ведь ее поэзия тонка и изящна, как сама поэтесса. Это некая красивая, но неуловимая философия, которую сложно понять при прочтении, и если только углубиться в каждую строчку — можно увидеть глубину и ясность слов. С первого взгляда стихотворения кажутся легкими, но если максимально сосредоточиться, можно не только осознать, но и почувствовать, какую смысловую нагрузку они несут. Одно из таких творений «Не писать о грозе». Оно написано анапестом и относится к лирическим стихотворениям.

В чем смысл стихотворения «Не писать о грозе»?

В стихотворении гроза является ярким образом природы, который не описать уму. Поэтесса настаивает, что все эпитеты, стремящиеся описать естественную красоту, выглядят лишь «влюбленными уродцами» по сравнению с тем, что они «украшают». Природу можно только почувствовать и чувствами же передать. Невозможно даже всеми силами рассудка изобразить окружающие нас чудеса: лишь душа способна уловить их очарование. Такова главная мысль стихотворения.

Поэтесса хочет «описать все по порядку», то есть не прибавлять к естественной прелести искусственные украшения, которые лишь испортят впечатление. Первозданность природы, простота и величие ее образа познаются нами лишь в любви, в беспокойстве, в тоске. Лишь чувствительный человек может сполна оценить достоинства окружающего мира, тем более описанные на бумаге, даже не увиденные им. Потому и нужно ощущать природу, а не познавать ее разумом.

Ахмадулина хотела показать, что природа живет своей жизнью, у нее свое настроение и своя свобода, как у человека. Она пишет про грозу не просто как про природное явление, а как про что-то личное, свое.

Средства художественной выразительности

В стихотворении можем заметить художественные приемы. Мы видим, например, рефрен.

«Разве я ее сплетник и враг?»
» Разве я ее вождь и судья»

Так автор акцентирует внимание читателя на своем бесправии покровительственно давать оценку природе. Человек не важнее и не лучше нее, он не должен судить ее или же хвалить, так как она вовсе не создана для его увеселения или суда.

«Влюбленный уродец эпитет», » Фамильярный анапест» – олицетворения, которые оживляют литературные термины, бессильные описать красоту разбушевавшегося пейзажа. Она наделяет абстракции характером и чисто человеческими чертами, чтобы ослабить их теоретическую скованность, придать им поэтическое звучание.

И все-таки, несмотря на решимость отказаться от эпитетов, автор их употребляет, но осторожно и сдержано: «величавые лес и овраг».

Как мы видим, практически все стихотворение состоит из глаголов, поэтесса сдерживает свое обещание и без лишних слов описывает все по порядку:

Пронеслось! Открываю глаза.
Забываю про руку: пусть пишет.
Навсегда разминулись – гроза
и влюбленный уродец эпитет.

Нельзя отказать Ахмадулиной и в иронии. Она прозвучала в адрес восторженных поэтических вскриков и всхлипов относительно красоты. Можно ведь обойтись и без этих манерных выпадов, так будет даже честнее. Такое отношение к сантиментам вызвано оскоминой, которую набили чрезмерно чувствительные излияние поэтов. Поэтесса ласково передразнивает их, как смешливый ребенок:

Разве я ее вождь и судья,
чтоб хвалить ее: радость! услада!

Тематика и проблематика стихотворения

Помимо восхищения природой, Ахмадулина описывает подходы к выражению этого восхищения. На первый план выходит именно тема поэта и поэзии. Через отношение к описанию грозы автор раскрывает свои эстетические взгляды на искусство. Ей неприятно видеть тщетные усилия ума реализовать себя через пейзаж. Получается, читатель видит не природу, а словопрения ее наблюдателя. Он стремится выразить себя, а не то, что видит. Ахмадулина же стремится полностью раствориться в описываемом, абстрагироваться от желания понравиться и блеснуть лексическими изысками. Ей важнее сохранить художественную правду и нерушимую целостность увиденного.

Автор видит проблему в том, что природу большинство людей видят, как фон, как декорации для своих действительно значимых дел. Даже поэты и художники нередко берут ее описания, как инструмент, и делают из него что-то настолько фальшивое, заезженное, скучное, что окружающий мир мог бы обидеться за такое обращение. Неужели он не достоин занять отдельное место в наших мыслях? Достоин, отвечает Белла Ахмадулина.

Автор: Анна Андреева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector