Анализ стиха «Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов)

«Выхожу один я на дорогу» — одно из самых известных стихотворений М. Ю. Лермонтова. Его значимость в творчестве поэта была признана ещё современниками автора, жаль не при жизни Михаила Юрьевича. По сей день «Выхожу…» привлекает своей образностью, глубиной, лаконичностью и музыкальностью. О последнем стоит сказать отдельно, ведь существует более двух десятков романсовых интерпретаций этого стихотворения. Это произведение по праву можно считать ключевым для понимания творчества автора, ведь оно соединило в себе главные темы, литературные увлечения, и личные переживания творца.

История создания

Последние месяцы своей жизни М. Ю. Лермонтов провёл на Кавказе, на территории Минеральных вод. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в этот период, в 1841 году. Поэт взял отпуск по службе, он хотел как можно больше времени провести в своих любимых местах. Такие данные позволяют считать произведение в некоторой степени топографическим: образ дороги, «кремнистый путь».

Родилось это произведение незадолго до роковой дуэли с Мартыновым, что многих почитателей Лермонтова заставляет задуматься о предвидении поэтом своей скорой гибели. При жизни автора стихотворение не было напечатано, а увидело свет лишь в 1843 году. Великий критик того времени В. Белинский считал это стихотворение одним из лучших сочинений Михаила Юрьевича.

Жанр и размер

Сам Лермонтов не дал особенного жанрового определения произведению «Выхожу…», но некоторые мотивы стихотворения позволяют относить его к конкретным жанрам.

Можно увидеть здесь черты элегии. Размер стихотворения – пятистопный хорей, но автор наделяет его неподражаемой напевностью. Вторым поводом считать это стихотворение элегией является мотив поиска покоя, может быть, даже вечного.

Стихотворение относится к философской лирике, поскольку автор задаёт ряд риторических вопросов, касающихся его жизни, её смысла.

Искренность, с которой поэт излагает свой монолог, придаёт стихотворению «Выхожу…» исповедальный характер, словно бы это прощание героя с миром, которому он просвещает своё последнее откровение.

Такая полифония жанров делает стихотворение уникальным в своём роде, сложным и многоплановым, что позволяет каждый раз прочитывать его с разной интонацией и разным пониманием.

Композиция

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» состоит из пяти пронумерованных автором строф. Композиция произведения трёхчастна.

  1. Начинается оно описанием природы, окружающей лирического героя. Автор говорит о её внеземной, космической сущности.
  2. С середины второй строфы автор меняет изобразительный лад на философский: он задаётся вопросом о своей жизни, своих стремлениях.
  3. Пик кульминационного напряжения приходится на центральную – третью – строфу: «Уж не жду от жизни ничего я».
  4. В последних же двух катренах происходит развязка, некоторый спад напряжения. В них автор предаётся мечтам, находит тот необходимый вектор, по которому желает двигаться его душа.

Таким образом, композиция произведения не может не восхищать мастерским, невероятно рациональным и гармоничным изложением мыслей, продиктованных поэту вдохновением.

Направление

«Выхожу один я на дорогу» является одним из характерных стихотворений для позднего романтизма. Можно сказать, здесь поэт подводит итог своего жизненного пути; в произведении отразились и его литературные увлечения, и основные темы эпохи романтизма. Поиск покоя, увядание жизни волнуют и таких поэтов как Гейне, Пушкин. Например, Лермонтов в стихотворении «Выхожу…» вступает в диалог с одним из своих любимых поэтов Г. Гейне. Последняя строфа имеет прямую отсылку к стихотворению «Смерть — это ночь, прохладный сон», где автор мечтает о ложе, с растущим над ним деревом, и пении молодого соловья, слышимом сквозь сон.

Другой романтический чертой является мотив странничества, который Лермонтов разрабатывал ещё в своей поэме «Мцыри». Только герой представлен уже иначе: это не молодой бунтарь, но зрелый мыслитель.

Образ лирического героя

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтов создаёт образ романтического героя. Он предстаёт читателю созерцающим гармоничную, величественную природу. Окружающий мир героя безмятежен, но каков его внутренний? Рассказчик не находит покоя в своей душе. Нет, он не страдает от несбывшихся желаний или невозможности любви. Это всё было свойственно юношеским переживаниям и раннему романтизму. Персонаж Лермонтова же ищет не приключений или новых миров, а «свободы и покоя». Это уже взрослая, полностью сформированная личность, за плечами которой большой жизненный опыт, немало разочарований, но ему теперь хватает мудрости не сожалеть о прошлом. Стихотворение говорит о новом этапе в его жизни: он по-новому смотрит на вещи, не стремится к звёздам, но восторгается их величием, желает постичь их тайну. Он мечтает о сне, который снял бы с его когда-то бунтарской души накопившееся за долгие годы напряжение.

Темы

  • Странничество. Образ дороги, возникающий с первых строк стихотворения, можно трактовать как аллегорию жизненного пути. Куда он приведёт странника? Неизвестность мучает каждого, но самое главное – иметь цель в жизни. Странничество свойственно для романтического героя. Здесь персонаж ищет забвения, приюта для своей одинокой уставшей души.
  • Одиночество. Герой-странник не может быть счастливым семьянином или «душой компании» — он может быть только одиноким. Но он ощущает потребность в любви. Верит ли он в неё? Надеется ли ещё встретить? Да, но теперь это чувство ассоциируется не со страстью и волнениями, а с лаской и покоем.
  • Природа. К объектам, связанным с природой, поэт употребляет эпитеты «торжественно», «чудно». Он осознаёт её достоинство и величие, желает учиться у природы, чтобы такой же внутренний баланс был и в его душе.

Идея

Лермонтова вдохновила популярная мысль эпохи романтизма – близость человека и природы. Порой случаются бури, ураганы, так и человек бывает обеспокоен, испуган. Но часто в вечерний час наступает нерушимая тишина, безоблачность, когда открывается человеческому взгляду целый космос. Вечер: конец дня – конец жизни. Дерево в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» — дуб – жизнь, её развитие и продолжение. Такое сочетание символики даёт читателю понять, что герой осознаёт конечность своего пути, ощущает неизбежность, возможно, скорой смерти, но отчаянно не хочет такого исхода: персонаж мечтает о покое иного рода, но судьба неминуема.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *