Анализ романа Ремарка «Три товарища»

«Три товарища»: о чём книга?

Анализ «Трех товарищей» Ремарка уходит своими корнями глубоко в историю. Германия только что оправилась от крови и разрушения Первой Мировой войны. Но, помимо разрушенных зданий и погибших людей, она оставила множество живых, чьи судьбы были изодраны в клочья застигшим их кризисом. Страдающие от безработицы, нищеты, отсутствия должного социального обеспечения – эти люди находили утешение в барах и увеселительных заведениях. Местах, где можно было забыть и забыться одновременно. Местах, в которых даже самая остро болевшая душа под действием спиртного на мгновение успокаивалась, а боль временно стихала.

И в этой мрачной картине из криков, послевоенных политических всплесков, призраков прошлого и кошмарных пробуждений в холодном поту Э. Ремарк показывает нам трёх друзей, военных товарищей, которые уже теперь в мирное время вместе продолжали свой путь. Это Роберт Локамп, Готфрид Ленц и Отто Кестер.  Они работают в автомобильной мастерской, которой владеет Кестер, благодаря чему и держатся на плаву. Живут, по сути своей, воспоминаниями, так как никакого светлого будущего сквозь мглу разрушения и смерти не видно. Главный герой часто вспоминает, как вместе они воевали, как складывалась жизнь после войны. И, несмотря на гнёт воспоминаний, друзья не потеряли своё чувство юмора и старались не слишком часто поднимать запутанные и тёмные задворки своих жизней, чтобы не сойти с ума. Ведь, если слишком много думать о плохом и не уметь шутить, то наверняка можно лишиться рассудка.

Жизнь после смерти: проблемы в романе

Проблема послевоенной депрессии в обществе: экономический, социальный и личностный кризис. Война никогда не приносит ничего хорошего и полезного. Она сеет лишь хаос и разрушения. И наши герои знали это как никто другой. Тяжелейшие попытки подняться со всеобщего дна, карабкаться вопреки законам времени, пытаться приумножить те гроши, которые есть, наконец, сохранить самого себя – в этом заключался смысл существования общества Германии в начале 20 века. Многие из тех, кому посчастливилось иметь свой угол, могли, по крайней мере, не платить за него, или же попросту сдавать, чтобы иметь чуть больше денег. Прочие же зарабатывали как могли, в том числе и не самыми гуманными методами, колеблясь между мелкими аферами и откровенным разбоем. Единственными местами, пользовавшимися очевидным успехом, – были бары и кафе, в которых люди заседали в силу своей безысходности и желания забыться. Но со временем деньги кончались, и даже у этих заведений постоянные гости сменялись пустующими креслами.

Проблема маргинализации общества и зарождающегося фашизма. И внутри этой среды нашлось немало людей, которые приступили не только закон, но и потеряли чувство собственного достоинства. Именно по вине одного из таких людей жертвой стычки на митинге фашизма становится один из товарищей Готфрид Ленц, который, видимо, своей активностью привлёк внимание сторонников нового режима. В этот день Роберт, Кестер и Пат теряют одного из своих друзей. Впрочем, последняя из них так и не узнает об этом.

Проблема тотальной безысходности. Очень печальна судьба и самого Роберта. Устав от бесконечной пелены смерти перед глазами, наш герой продолжает получать удары судьбы один за другим. Сначала погибает Ленц, потом кончаются деньги и рушится их и без того скудный бизнес. Приходится пожертвовать мастерской. А когда обнаруживается, что и Пат тяжело больна, то для того, чтобы спасти одного друга, Отто и Роберту приходится пожертвовать другим. Они продают Карла – свой гоночный автомобиль, который они так заботливо собирали по крупицам, ведь денег на новую машину у них, конечно же, не было. И даже несмотря на помощь, жизненные силы Пат становятся всё слабее и слабее. Роберт только встретил своего человека, которого полюбил, как тут же она стала буквально таять на глазах. Сам он, Роберт, понимал, что неспособен обратить этот процесс впять. Тяжёлая болезнь Патриции Хольман высасывала из неё силы, тянула в тот мир, о котором Локамп знал не понаслышке. И куда ни за что не хотел её отпускать. Но человек не всесилен. В этой ситуации герой не мог что-либо изменить. Как и в своей разрушенной жизни. Как и в жизни Ленца. Ничего нельзя было поделать.

Проблема потери близкого человека. В книге особое место занимают переживания Роберта о постепенной утрате любимой женщины. И они с каждым моментом обостряются, нарастают, а после смерти Пат как будто стихают и замирают, словно один, оставленный и забытый всей Вселенной огонёк маленькой звезды вдруг решил потухнуть, не оставляя после себя ни взрыва, ни чего-либо ещё. Только огромную чёрную дыру, засасывающую в небытие человеческую душу.

Проблема безверия: Смерть Бога в 20 веке. И в этом смысле очень легко объясняется потеря веры в Бога Робертом и другими жителями Германии. Ещё на митинге друзья дали понять, что обществу нужна своеобразная «религия». И кто бы мог подумать, что ещё через десяток лет этой религией станет тоталитарный режим, который обратит их соотечественников в бегство и тотальное преследование в странах Европы? Бог умирает в сердцах людей в 20 веке. Там остаются только раны от гремящих ранее, а ныне умолкших пушек. Роберт очень хорошо характеризует веру в Бога в тот период «…серое бесконечное небо сумасшедшего бога, который придумал жизнь и смерть, чтобы развлекаться».

Утрата смысла в жизни. И его возлюбленная, постепенно угасая, будто бы оставляет его наедине с этим хаосом, в котором он не видит свободной жизни. С враждебностью той страны, в которой он живёт, с отсутствием веры во что-то. Здесь Роберту нет места, единственным смыслом для него оставалась Пат. Но вот она умирает, и Локамп, оставленный Богом, страной и своей любимой оказывается уже непросто разорванным в клочья, больным и старающимся свести концы с концами. Он перестаёт иметь всякий смысл в жизни, и отсутствие продолжения повествования после смерти Патриции Хольман сухо и твёрдо говорит нам о том, что жизнь человека оборвалась.

Отзыв о книге Ремарка «Три товарища»

Сначала, когда я прочитал эту книгу, мне стало очень грустно. Я заклеивал её стикерами, стараясь таким образом выделить наиболее удачные места для цитирования. И вот, закончив чтение, переполнившись (в стиле Ремарка) меланхоличными мыслями, я вдруг открыл цитаты и вспомнил, сколько же хорошего в жизни трёх товарищей было до этого! И осознание того, что жизнь героев до окончания книги была не столь тяжёлой, как на её последних страницах, приободрило меня и заставило сменить меланхолию и грусть на нечто более возвышенное, наполненное смыслом, который ты, кстати, создаёшь сам. Это, конечно же слово «дружба». И всё это, предшествующее такому печальному окончанию, взяло вдруг и в одночасье затмило все те грустные мысли, сожаления о том, что судьба главных героев оказалась такой жестокой, которые беспокоили меня в тот момент, когда я захлопнул уже прочитанный роман.

Искусство прозы Э. Ремарка

Мой отзыв коснётся и формы романа Ремарка. Об этой книге можно долго рассказывать. Одно то, что она переполнена различного рода афоризмами и весомыми жизненными истинами выводит её на один уровень с произведениями известных современников. И это умение непревзойдённо у Ремарка, писать такие книги в моменты душевных и жизненных невзгод, словно живя в них и вместе со своими героями решая эти самые человеческие проблемы того времени, ничуть не фантастические, а реальные, которые коснулись в первой половине XX века множества жителей Европы.

«Четыре товарища»: любовь и дружба в романе

Хочется упомянуть и о названии произведения, ведь, по сути, товарищей было вовсе не трое, и сама тема дружбы мне видится несколько шире. Прочитав роман, я нашёл там гораздо больше друзей. Это и Альфонс, который с теплотой душевной относился к гостям, шофер Густав, ставший другом Роберту и впоследствии оказавший ему немалую поддержку. Даже автомобиль «Карл» — главное транспортное средство наших героев, даже он являлся товарищем, достаточно только вспомнить, с какой теплотой вносил его описания в произведения Ремарк, зачастую олицетворяя в машине надёжного друга, который всегда выручал трёх товарищей. Но главной причиной, по которой книгу можно было бы назвать «Четыре товарища», была конечно же возлюбленная Локампа Патриция Хольман. Моя рецензия во многом посвящена ей – как одному из центральных персонажей романа. Пат была не только любимой женщиной Локампа и отличной подругой для его друзей, она сумела стать другом и самому Роберту. Именно здесь раскрывается тема любви произведения. Но это навряд ли была просто любовь-дружба. Чувственная, сердечная любовь, а рядом с ней крепко на ногах стояла дружба, по силе ничуть не уступавшая отношениям между тремя боевыми товарищами. И сам Роберт уже начинал говорить Пат не о том, что она милая и все те прочие комплименты, которые так приятно слушать девушкам. Он называл её «Пат-дружище», будто бы стараясь тем самым подчеркнуть, насколько значима и многогранна была для него эта женщина. Она и была четвертым товарищем.

Книга, безусловно, трагическая, наполненная глубинным смыслом, прежде всего о том возвышенном чувстве, которое всегда волновало всё человечество и не теряло актуальности. Этим чувством и была любовь Роберта к Патриции.  Это центральная тема всего произведения, которая добавляет ему красок, колорита, и живости.

Автор: Владимир Прохоров

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *