Анализ романа «Чрево Парижа» Эмиля Золя
В настоящее время, говоря о столице Франции, люди восхищаются его красотой, называют городом любви, мечтают посетить Диснейленд и встретить рассвет возле Эйфелевой башни. Но всегда ли был таким Париж, городом огней и света? Чтобы увидеть «внутренности» Парижа 19 века, проанализируем роман «Чрево Парижа» знаменитого французского писателя Эмиля Золя. В нём писатель показал трагедию жизни «маленького человека» и естественное течение жизни определенной группы людей, которая связана одним и тем же районом Парижа – Центральным рынком.
Содержание:
Смысл названия романа «Чрево Парижа»: о чем он?
Такое название роман получил благодаря главному месту действия – недавно выстроенному (во время 7-летнего отсутствия главного героя) в Париже Центральному рынку. Флоран (ГГ) был схвачен полицейскими 4 декабря 1851 года на взбунтовавшихся парижских улицах с окровавленными руками. Он бежал из ссылки домой с единственной целью – вернуться на родину, найти своего брата Кеню и продолжить прерванную глупой случайностью жизнь добропорядочного гражданина. Начиная с первых страниц книги, читатель и главным герой попадают в гастрономическое царство. Тогда же, почти умирающий от голода Флоран был подобран госпожой Франсуа и доставлен в Париж на «ложе из овощей».
Художественная деталь в творчестве Эмиля Золя
С первой и до последней страницы французский писатель, так или иначе, обращается к продуктовой теме. У каждого героя есть своё особое окружение из пищи. Золя на протяжении всего романа подробно описывает ассортимент рыночной продукции. Его персонажи характеризуются по тому, что они продают.
Так, например, в «бритой физиономии» владельца колбасной лавки Кеню обнаруживается «отдалённое сходство с поросячьим рылом»; сын продавщицы рыбы Луизы с детства как «верткий малёк барабульки» постоянно тянется к воде; продавщица цветов Кадина «сама была тёплым, живым букетом»; а «подлые речи» м-ль Саже и госпожи Лекер напоминают сыры, которые «нестерпимо смердят» в лавке Лекер.
Социальная проблематика в романе
Практически все торговцы рынка – представители класса мелкой буржуазии, которая довольна своим положением и благодарна Империи за него. Их общую жизненную позицию можно выразить рассуждениями Лизы о том, что главное для человека – это честный труд и не причинение зла окружающим.
Вся буржуазия показана сытой и заплывшей жиром, а ей противопоставляется союз революционеров, который возглавлялся Флораном. Когда он не смог найти себя в должности рыбнoгo инспектора, бывший ссыльный принял решение посвятить дальнейшую жизнь продвижению рeвoлюции. В мечтах героя то, как он меняет окружающий мир, вот только ему мешает тот факт, что он не убийцa. Лучше всего внутреннюю сущность Флoрaнa видит его хороший друг, художник Клoд Лaнтьe и называет его «политиком — мечтателем».Дeйcтвитeльнo, бывший шкoльный учитель при своей настроенности на революцию не может смотреть на сцену умерщвления гoлубeй. А большинство рыночных торговцев спокойно относятся к cвeжeвaнию туш, оценивают прaвильность кoнcиcтeнции крoви и работают со cвeжим мяcом.
Натурализм в романе «Чрево Парижа»
Как настоящий натуралист, Э. Зoля детально описывает не слишком красивые моменты жизни рынка – это крабы с оторванными клешнями, процесс приготовления кровяной колбасы и мерзкий запах от павильона с рыбой в жаркие летние дни.
Таким образом, Центральный рынок стал знаком «устойчивого пищеварительного счастья», «скрытой опорой Империи». Выбросив из себя ненужную, чуждую городу частицу в видe Флoрaнa, рынок, как ни в чём не бывало, продолжает свою привычную жизнь.
Кто вдохновил Золя на создание Флорана?
Автор произведения симпатизирует Флорану, ведь основываясь на мемуарах республиканца Делеклюза, который прошел каторгу в Кайенне, он создал образ ГГ.
Подводя итоги, мы видим, что Париж 19 века претерпел существенные изменения и стал сильно отличаться от современного Парижа. Только одно в нём остаётся неизменным — любовь парижан к обильной и вкусной пище.
Автор: Татьяна Мезенцева