Александр Куприн, «Суламифь»: анализ

Кто такая Суламифь?

Часто царь Соломон любил уединиться в виноградниках. И вот однажды в одну из таких прогулок он услышал пение девушки. Умиление и улыбку вызвал голос ее у царя. Внешность была по стать пению. Рыжие волосы. Стройный стан. Цветы мака в волосах, самодельное ожерелье из ягод. Именно такой предстает перед Соломоном и читателями Суламифь. Благодаря своей искренности, нежности и чистоте, словно храм Парфенон, покорила она мудрейшего из правителей.

В этой истории любви проявился весь поэтический талант А. И. Куприна. Портретные зарисовки, наполненные яркими и «вкусными» сравнениями пленят читателя и переносят в очень далекую эпоху (действия разворачиваются в 480 году по исшествии Израиля):

«Голос…ясный и чистый, как это росистое утро, поет где-то в недалеке, за деревьями,… и его незатейливая изящная прелесть вызывает тихую улыбку умиления в глазах царя»; «щеки твои – точно половинки граната под кудрями твоими»; «глаза твои глубоки, как два озера Есевонских у ворот Батраббима»; «шея твоя пряма и стройна, как башня Давидова!».

Образ Соломона в повести Куприна «Суламифь»

Соломон (Шломо) – сын царя Давида, третий иудейский царь. Эпоха его правления примерно 976-928 года до н. э. Этот отрезок времени считается периодом наивысшего процветания царства Израильского. О мудрости Соломона слагались легенды. Как-то ночью к нему во сне явился Бог и обещал исполнить любое заветное желание. На данную милость сказал царь:

«Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ твой и различать, что добро и что зло». Ответил ему Бог: «за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить,- вот я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои…».

Об этом у Куприна ни слова, информация из дополнительных источников для общего понимания.

Произведение Куприна начинается с описания сооружения храма Господня (Первый Иерусалимский Храм) на горе Мориа. Щедрость царя не знает границ:

«Мозаичные орнаменты, львы, херувимы, волы, пальмы, ананасы… Три раза в год ходили в Черное море корабли его, чтобы привезти слоновую кость, обезьян, павлинов, египетские колесницы, тигров, шкуры из Месопотамии, белоснежных коней…».

Слава о красоте Соломона распространялась на тысячи километров. Ему 45 лет, у него бледное лицо, губы — яркая алая лента, волнистые черные волосы, уже кое-где «блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев». Черная борода и темные глаза «как самый темный агат». Не было человека во вселенной, кто бы мог выдержать взгляд Соломонов. «Многие женщины за одну лишь улыбку готовы были душу отдать». Руки его нежны, белы, как у девушки. Считалось, что именно в руках его хранилась особая энергия, которая исцеляла головные боли, судороги, черную меланхолию и беснование. На левой руке царь носил гемму из кроваво-красного астерикса, надпись на котором гласила: «ВСЕ ПРОХОДИТ».

Соломон написал более 3000 притчей и 1005 песен. «Слово – искра в движении сердца». Он также изучал языческие книги, учения. Преследовал смертью жертвоприношение детей. «Одно дыхание у всех… Кто умножает познание – умножает скорбь».

Ходили легенды и о «неиссякаемой силе страсти царя». Его персональный гарем насчитывал 700 жен, 300 наложниц, не считая рабынь и танцовщиц. Но, считается, что, несмотря на обилие красавиц, любил Соломон лишь одну единственную девушку, самую простую и скромную, из бедной семьи – Суламифь. Именно поэтому Куприн выделяет ее имя на фоне всего произведения и даже выносит в название, дабы подчеркнуть важность этого образа для сути повести.

«Страсть неиссякаема, а любовь бывает лишь однажды и никакая смерть не может этого изменить, потому что это чувство бессмертно»; «каждая женщина, которая любит – царица, потому что любовь прекрасна!»; «тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит».

Особенности произведения Куприна «Суламифь»: притчи Соломона (примеры из текста)

Особую ценность повести в исполнении Куприна представляет обилие притч, которые подобрал писатель для полной характеристики  мудрости и великодушия Соломона. Вот лишь некоторые из них:

  1. Было 3 брата. Умер их отец. Вопрос о наследстве стал ребром. Предусмотрительный глава семьи заранее все решил. Есть холм за домом, там в яме зарыт ящик с 3 отделениями. Верхнее отделение досталось старшему сыну — деньги. Второе отделение  – среднему сыну, но там лишь находились кости. Последний же ящик – младшему, дерево — вот его наследство.  Осерчали средний и младший сыновья, обратились в суд к Соломону. Каково же было решение царя? «Отец ваш был очень мудр. Старшему он завещал все свои деньги, среднему – скот и рабов, а младшему — дом и пашню». Помирились братья, все довольны остались.
  2. У троих мужей было общее торговое дело. Появилось много денег, зашили все золото в пояс. Ночью один из них все украл. Стали обвинять друг друга. Чтобы разобраться, кто виновник, Соломон рассказал историю — загадку: «Жила красивая девушка. Жених ее уехал в путешествие. Она же обещала ждать его. Он, ветреный, изменил и женился на другой. Девушка, погоревав, решила выйти замуж за друга детства, который давно к ней сватался и попросила его об одном одолжении: после свадьбы поехать к прежнему возлюбленному для снятия клятвы. Согласился новый жених, ибо любил. В пути на героиню напал разбойник с целью ограбления и изнасилования, но она взмолилась, рассказала ему свою историю. Сжалился разбойник, отпустил девушку и даже вернул награбленное». Вопрос царя был таков: Кто поступил лучше перед лицом Бога? Первый торгаш ответил, что девушка, поскольку до последнего была верна своему слову; второй ответил, что жених (друг детства), ибо любовь его очень сильна; третий же решил, что прав разбойник, поскольку поступил великодушно. Подумал царь и вынес решение: третий торговец украл общее золото, так как по природе своей – жадина, а спрятал богатство в посохе.

Одно из самых знаменитых решений на суде Соломона описано в Библии «Ветхом Завете»:

  1. Пришли к царю две женщины. Произошла ошибка в лечебнице. Ребенок одной из них – погиб, а у другой жив. Стали спорить женщины, чей ребенок цел. Для принятия верного решения царь предложил обеим разделить малыша пополам. Первая женщина ответила, что это будет правильно и справедливо — «так не доставайся же ты никому», вторая оцепенела в ужасе и попросила отдать ребенка другой, лишь бы он был здоров. Таким образом, стало ясно, кто из них истинная мать.

В произведении приведены и другие решения, а также испытания мудрости Соломона царицей Савской. В этом и есть очарование текста Куприна: в сплетении языковых тонкостей, погружающих нас в то время, в наличии исключительных обстоятельств и мест в духе романтизма, в подборке необычных притч и сказаний, — и все это на фоне трагической любовной линии. Главная идея «Суламифь» — любовь несчастная, обреченная на погибель, но та самая единственная в своем роде. Автор рассуждает об исключительности глубоких чувств, об их истинной ценности, которую многие осознают лишь после утраты. Больше Соломон никого не смог по-настоящему полюбить, это была его первая и последняя страсть, взволновавшая не только плоть, но и душу.

Тема любви в повести Куприна «Суламифь»

Тема любви в повести Куприна «Суламифь» — основная тема в произведении. Автор показывает, как необходима человеку любовь, как она помогает ему жить. Соломон был мудр, правил страной, но его отдушиной и любимой советчицей была 13-летняя девочка. Искренность ее чувств и чистота души делали ее речи не менее осмысленными и ценными, чем притчи Соломона. Однако знаменитая на весь мир мудрость не помогла герою уберечь возлюбленную: он не предусмотрел той зависти, которую вызывала фаворитка среди жен и наложниц. Трагедия в том, что любовь дает нам силы, чтобы жить, но так часто у нас не хватает сил, чтобы уберечь любовь от смерти.

Смысл эпиграфа к повести «Суламифь»

Одна из многочисленных жен Соломона, египетская царица Атис, страстно любила царя. Страшные и пленительные слухи ходили о ней. «Родители прятали всех красивых детей от ее взгляда». Ядовитые стрелы зависти по отношению к Суламифь пронзили ее скверное сердце. Ревность «везувием» возгорелась в душе Атис. Словно Отелло, вознамерилась она умертвить «предмет» своих страданий.  Воспользовавшись влюбленностью Элиава  (юноша, страстно желавший быть вместе с египетской царицей), она убедила его ночью проникнуть во дворец  и убить Соломона и Суламифь.

В трагическую ночь царь и его возлюбленная любуются звездами и рассуждают о скоротечности человеческого бытия: «Жизнь коротка, но время бесконечно, вещество бессмертно… Проходят тьмы и тьмы тем веков, все в мире повторяется. Повторимся и мы с тобой, моя возлюбленная». Это будут последние слова, перед тем как Элиав пронзит Суламифь мечом. Данная  ночь – последняя и в жизни несчастного юноши-марионетки. Атис ждет изгнание, а Соломона — вечное воспоминание о своей единственной любви. Местами данная повесть напоминает скорее трагедию с «традиционным шекспировским финалом», но, в совокупности, обладает особым настроением и неповторимым послевкусием.

Строки, которые Соломон приказал записать после потери возлюбленной, вынесены в эпиграф произведения:

Положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать, на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревность: стрелы ее  — стрелы огненные.

Автор: Изабелла Чертовских

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *