А. Чехов, «Смерть чиновника»: анализ

Смерть чиновника: краткое содержание

Мелкий чиновник Червяков смотрел пьесу «Корневильские колокола» и случайно чихнул на лысину статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения, который сидел впереди него:  «Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». Он наклонился и извинился, генерал сказал «ничего страшного». Однако чиновнику показалось, что его превосходительство лукавит и не простит обиду. Хотя это был не его прямой начальник, представитель другого ведомства, Червяков очень встревожился и подошел на антракте, но генерал опять сказал, что ничего страшного. Дома чиновник пожаловался жене, но она не оказала на происшествие должного внимания. На следующий день Червяков вновь потерпел неудачу с просьбой о прощении, услышал, что произошедшее – пустяк. Тогда он подумал:  «Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…» — и решил вновь попросить прощения на следующий день, однако генерал выгнал его с гневом. «В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

Смерть чиновника: аудиокнига (слушать онлайн)

Почему рассказ называется «Смерть чиновника»?

Многие люди задаются вопросом: Почему «Смерть чиновника», а не смерть Червякова? В произведении речь идет о том, что умер не человек, а чиновник. Причина его смерти в вопиющем чинопочитании, так как Червяков расстроил нервы из-за того, что не угодил начальству. Не реальная трагедия была тому основанием, а иллюзорная реальность чинов и мундиров, в которой человек забывает о собственном достоинстве и становится рабом государственной системы принуждения. Вместо жизни у него появляется иллюзия жизни, где ценности подменяются выдуманными рангами и регалиями, а добродетели вытесняют пороки: лицемерие, лизоблюдство и чинопочитание.

Смысл названия «Смерть чиновника» заключается в том, чтобы показать, как человек теряет свое лицо и становится всего лишь чиновников, которого убивает его же стремление во всем услужить господам. Он настолько ничтожен, что его жизнь ограничивается службой, а его достоинство – «приличным поведением на людях»,  как метко выразилась жена чиновника, которую больше волнует, что люди скажут, а не самочувствие мужа.

Идея, проблемы и тема в рассказе «Смерть чиновника»

Основная мысль (идея) произведения – показать, как человек теряет достоинство, стремясь не потерять должность. К сожалению, реалии России того времени таковы, что самодурство начальника могло сделать нищим любого его подчиненного. Всевозможные государственные службы закрепощали души, которые навек застывали в неволе и трепете перед вышестоящим лицом. Автор обращает внимание читателя на то, как общество уничтожает естественные закономерности и заставляет обывателя вести себя противоестественно: бояться начальника до смерти, например. Чехов показывает истинные и ложные ценности: истинная ценность – внутренняя свобода от шаблонов поведения и авторитетов начальства, а ложная – стремление во всем угодить господам и возвысить их до гротескных размахов. Недаром Чехов выбрал жанр «юмористический рассказ». Это нужно для того, чтобы высмеять ложные ценности, сформированные обществом, чтобы унизить личность. Что высмеивает Чехов? Такие пороки, как лизоблюдство, чинопочитание и стремление вжиться в конъюнктуру, приспособленчество, иначе говоря.

Тема произведения – проникновение общественной жизни в частную, замещение реальности ее абсурдной пародией. Кроме того, автор затрагивает свою излюбленную тему внутреннего рабства и обнищания духа. Он искусно перемешивает смешное и грустное, раскрывая абсурдность казенного бытия, сосредоточенного только на службе. Особняком в тексте стоит тема тоски. Автор изображает героя, который тяготится своим положением, и читатель понимает, что есть, от чего. Культура преклонения перед начальством – проблема общества, его неправильного устройства, где неравенство обусловлено религиозным посылом. Если царь – помазанник божий, а дворяне – его приближенные, то их мнимое превосходство – от Бога. То есть, людям с детства навязывается миф о том, что кто-то лучше их по праву рождения. Это проблема царского режима, который породил таких Червяковых.

Проблематика рассказа очень богата, несмотря на малую форму произведения. Чехов поднимает проблему неправильной смены ориентиров: чиновнику важнее мнение генерала, а не судьба семьи, например. Человек меняет свои личные ценности на корпоративные. Это грозит опасным перевоплощением из человека в чиновники. Другая проблема состоит в том, что начальство реально представляет угрозу для подчиненных. Равнодушие в семье автор тоже серьезно затрагивает: жена чиновника не оказала ему должной поддержки. Вот, о чем заставляет задуматься эта история: как не стать всего лишь механизмом государственной машины и не убить душу раньше тела?

В чем заключается ирония Чехова?

Чехов серьезно описывает, по сути, курьезную ситуацию: человек загонял себя до смерти из-за такого пустяка. Довольно смешно наблюдать, как чиновник не может понять простых вещей, что банально надоел генералу своими бреднями. Он, как клоун, вновь и вновь поскальзывается на банановой кожуре и театрально падает, расшибив лоб, но в упор не понимает, что происходит. Обыкновенные слова генерала он воспринимает, как изощренные намеки и лукавство, приписывает ему хитрость и лицемерие, хотя, на самом деле, инцидент исчерпан, и генерал думать о нем забыл. Чехов бесстрастно и серьезно говорит о том, что, по сути, смешно, ведь таких нелепых и жалких Червяковых мы высмеиваем и сами. Чему же учит Чехов? Тому, чтобы не высмеивать, а жалеть таких людей, они глубоко несчастны, но не одни они виноваты в этой ущербности. В этом виновато все несправедливое общественное устройство.

Художественные средства

Смысл рассказа «Смерть чиновника» (трагическое чинопочитание) подчеркивается средствами художественной выразительности. Например, авторскими обращениями к читателю и лирическими отступлениями, которые тонко и лаконично подчеркивают сказанное: «В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!».

Чтобы подчеркнуть ничтожность повода, автор неоднократно повторяет глагол «чихают», допуская намеренную тавтологию: «Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и.. апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться».

Для усиления комического эффекта автор использует просторечия: «Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал».

Для отображения неуверенной речи Червякова Чехов употребляет многоточия: «Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше — ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и… нечаянно обрызгал… Изв…».

Для того чтобы отразить дефекты речи героев, автор использует сокращения: «Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью».

Главный герой: маленький человек в рассказе «Смерть чиновника»

Для усиления выразительности текста автор использует говорящие фамилии. Брюзжалов – от слова «брюзжать», то есть ворчать. Червяков – от слова «червь», то есть фамилия берет свое начало от ничтожного и слепого животного. Значит, герой подразумевается автором, как жалкий, беспомощный червь. Говорящие фамилии — одна из главных особенностей чеховской прозы.

Внутренний мир Червякова такой же узкий, как червь: он ограничивается службой. Больше всего героя беспокоит мнение общества о нем, а уж мнение вышестоящих он чтит, как закон. Когда он нечаянно чихнул, он воспринял это, как ужасную катастрофу. Его настолько взволновала реакция генерала, что он ее попросту придумал, наградив самыми жуткими красками. Значит, жизнь у него настолько пуста, что, кроме службы, его ничего не волнует. Особенности внутреннего мира героя рассказа «Смерть чиновника» — это полное самоотречение во имя «прислуживания» вышестоящим чинам. По сути, его внутренний мир – это проекция внешнего: его формы, его положения, его статуса в обществе. Личного у него нет, он полностью приспособился к внешним обстоятельствам, похоронив свою индивидуальность. Выделяться для такого человека – тяжкий грех. Он хочет не самовыражаться, а выражать чьи-то интересы.

Образ чиновника открывает тему маленького человека, распространенную в русской литературе. Червяков унижен обществом, забит своим вечно подчиненным положением. Он полностью зависим от воли начальника и его готовности дать соизволение на что-либо. Постепенно он научился прислуживаться, а не служить, чтобы хоть как-то обеспечить себе и семье стабильность. Он настолько вжился в эту роль, что перестал видеть очевидные вещи и чувствовать что-то, кроме приниженности. Эволюция образа, которую мы лишь угадываем, оказывается деградацией человека до уровня безличного чиновника. В нем не осталось ничего человеческого, только перечень должностных инструкций и норм приличий, которые он доводит до гротеска.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *