507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

Любое общество хочет подчинить себе индивидуальность и внушить личности те ценности и идеалы, которые присущи ему самому. Такова закономерность любой общности людей: их объединяет стремление навязать свою точку зрения остальным и самоутвердиться за счет победы. В этом феномене и кроются истоки дисгармонии между коллективом и человеком, которые осмеливается жить и думать по-своему.

В подтверждение своей мысли перечислю пару аргументов из литературы. В рассказе Горького «Челкаш» герой намеренно уходит из социума, так как его ценности расходятся с общепринятым мнением о них. Он больше всего ценит свободу, а окружающие люди вроде Гаврилы – довольство, собственность, имущество, статус. Они хотят иметь, а он – просто быть. Ему достаточно заработать немного денег на еду и выпивку, а вот остальные обыватели одержимы манией стяжательства. Крестьянин готов убить вора за добычу, а тот с презрением бросает деньги и уходит, потому что не принимает такого поведения принципиально. Он как будто хочет этим сказать: я независим и от награбленного в том числе, а вот вы все – рабы собачки, тачки и дачки.

В пьесе Островского «Гроза» Катерина тоже бунтует против общества, отстаивая свою свободу. Ханжеское и грубое окружение сдавило ее тисками и не давало дышать. Кабаниха тиранила невестку бесконечными придирками, а ее гости только потакали ее самодурству. Тихон тоже находился в рабстве условностей, и его супруга в одиночестве отбивалась от давления извне, пока не появился Борис, в котором она увидела совершенно другого человека, близкого ей по духу и мировоззрению. Она изменяет мужу с ним, вырываясь из плена темного царства хотя бы на миг. Позже она раскаивается в своем грехе, но не перестает любить свободу, поэтому уходит из мира, который был к ней так жесток.

Таким образом, конфликт личности и коллектива происходит оттого, что большинство всегда пользуется своей силой, чтобы подавить меньшинство. Человек же отвечает отчаянным сопротивлением, не желая поступаться своими идеалами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

комментария 2

  1. Оля:

    Считаю, что второй аргумент подобран неверно. Автор данного рассуждения говорит о том, что Катерина противостоит обществу Кабанихи. Если мы обратимся к указанному произведению, то не найдем там подтверждения вышесказанному, поскольку главная героиня — Екатерина, обществу не противостоит, она его принимает и терпит. Считаю, что употребление в отношение Екатерины слов «противостоит обществу можно расценить фактической ошибкой, поскольку героиня не противостоит, а противопоставлена лишь. Спасибо.

    • Литера Гуру:

      Дело в том, что поступок Катерины — это ее бунт против общества Кабанихи, поэтому она не просто «противопоставлена», она проявляет свою волю и «противостоит». На эту мысль автора навел тот факт, что героиня была набожной, то есть измена для нее — смертный грех. Значит, с ее стороны это не легкомысленный шаг, она осознает, что приносит в жертву свою добродетель, тогда ради чего такие жертвы? Ради того, чтобы любой ценой отделиться от этого общества, доказать ему, что оно тушит божественную искру в человеке. Ее самоубийство — последний аккорд, завершающий этот бунт. Признавшись, она ничего не добилась, да и Борис оказался не тем, кто мог быть соратником в этой борьбе. Самоубийство подобно для верующего анафеме, так зачем же опять нарушать столь высоко чтимые заповеди? Чтобы заставить сонный Калинов вздрогнуть и, наконец, проснуться от тягостного забытья. И автор дает понять, что получилось: Тихон восстал и высказал матери то, что думает о ее роли в судьбе Катерины.
      Это дело интерпретации, мнения могут разниться, так что о фактической ошибке речь идти не может. Это не факт, а Ваше или наше видение драмы Островского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector