Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя?

(247 слов)

Поэма Гоголя «Мертвые души» создавалась в течение 17 лет (с 1835 – 1852), в разгар крепостничества. Автор использует прием детализации, описывая помещиков, крестьян и их несправедливый уклад жизни. Однако писатель не только жалеет, но и критикует подневольный народ.

Если помещикам хорошо доставалось от автора, то отношение Гоголя к народу неоднозначно. С одной стороны, высмеивание дворян плавно переходит на их крепостных: так, например, ироничное описание быта Коробочки продолжается замечанием о ее «девке» Пелагее, которая не знала, где право, а где лево; а у ленивого Манилова такие же бездеятельные и пьянствующие слуги, только один управляющий пользуется всеобщим расслаблением.

С другой стороны, автор рисует картины тирании и издевательского отношения над крестьянами. Помещики безгранично пользуются силами крепостных для своего блага. Так, Ноздрев, с гордостью демонстрируя свою «широкую натуру», превозносит себя и абсолютно обесценивает работу своих людей. Деньги от продажи трудов последних «продуваются в пух» помещиком, чем он, кстати говоря, гордится. Еще больше сочувствия и жалости вызывают крепостные Плюшкина. Помещик все соки выжимал из своих людей, добиваясь переполненных амбаров хлебом, мукой и прочим съестным продуктом, который гнил, потому что Плюшкин был слишком скуп и жаден.

Н.В.Гоголь считает, что крестьяне не виноваты в своей необразованности и глупости, причина бед – многовековая рабская жизнь. Но даже под гнетом помещиков пробиваются ростки «светлого». Подтверждение этому можно найти в гостях у Собакевича, который приписывает успешное ремесленничество и искусство в своем деле мертвым крепостным.

Однако в заключении автор говорит о том, что простой народ – это светлое будущее России, что его одаренная натура еще не до конца загублена несправедливым обращением.

Автор: Анастасия Федорова

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *