Кто такие поэты-шестидесятники?

Поэзия шестидесятников (кратко)

Говоря об историческом периоде под весенним названием «оттепель», невозможно смолчать о необыкновенно романтической атмосфере того времени. Воссоздать ее спустя пятьдесят лет и прочувствовать помогают не столько историки или новомодные сериалы, сколько литература 60-х годов, как будто вобравшая в легкие строки влажный воздух оттепели. Духовный подъем, вдохновленный надеждами на скорые перемены, воплотился в поэзии шестидесятников: Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и др.

Кто такие шестидесятники в СССР? Чего они хотели?

Плеяда поэтов, сформировавшаяся в период «оттепели». Вознесенский, Рождественский и Евтушенко, лидеры того поэтического круга, развили бурную творческую активность, собирая целые залы и стадионы (поскольку появилась такая возможность ввиду смягчения политического режима). Их объединял искренний и сильный эмоциональный порыв, направленный на очищение от пороков прошлого, обретение настоящего и приближение светлого будущего. Люди болезненно восприняли «преступление культа личности», которое было предано огласке в 1956 году, когда к власти пришел Никита Хрущев и осудил сталинские репрессии, реабилитируя и освобождая многих жертв несправедливого приговора. Поэты выразили не только всеобщее смятение и негодование по поводу «искажения» прекрасной идеи, но и социалистический пафос народа, вернувшегося на путь истинный. Многие верили, что оттепель – принципиально новый этап в развитии СССР, и вскоре наступят обещанные свобода, равенство и братство. С этими настроениями совпало мировоззрение самих шестидесятников, совсем еще молодых людей. Юношеский восторг, максимализм, романтические идеалы и непоколебимая вера в них —  вот стимулы их честного и где-то даже наивного творчества. Поэтому стихи поэтов-шестидесятников любимы читателями до сих пор.

Поэты-шестидесятники: список фамилий

Самые знаменитые советские поэты-шестидесятники (20 век): Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава (также некоторые исследователи поэзии шестидесятников причисляют к ним Андрея Дементьева, но это спорный момент).

Менее известные, но не менее достойные поэты оттепели: Ю. Мориц, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, Н. Матвеева, Р. Казакова, и, может быть, даже И.Бродский.

Поэтессы-шестидесятницы: Б. Ахмадулина, Ю. Мориц, Н. Матвеева, Р. Казакова и другие.

Самый известный поэт-шестидесятник — Евгений Евтушенко. В 2016 его номинировали на нобелевскую премию. Он ее не получил, однако приобрел еще больше поклонников, ведь о его творчестве узнали люди по всему миру. В 2017 году поэт скончался, но остался жить на страницах своих по-настоящему талантливых произведений.

Шестидесятники в литературе — это струя свежего воздуха в стране, тяжело переживающей нравственные последствия сталинского террора. Однако периодом оттепели их творческий путь не ограничивается, многие из них пишут до сих пор. Поэты 60-х годов не отстали от времени, хоть и сохранили за собой гордое имя «шестидесятники» или «60 десятники» — ставшее модным сокращение привычного словосочетания.

Чем известны поэты оттепели?

Своим идиллическим картинам поэты 60-десятники придавали откровенно риторическую форму, украшая их прозрачными аллегориями. Мысли и ощущения, столь близкие обществу того времени, нередко были выражены в прямой декламации, однако самые сокровенные мечты и верования лишь подсознательно проявлялись между строк. Жажда свежего веяния, новизны, перемены чувствовалась в поэтике тропов.

Творчество поэтов-шестидесятников (на примере поэзии Андрея Вознесенского)

В этом отношении наиболее характерны метафоры Андрея Вознесенского. Автор – очень эрудированный человек, его ассоциативные ряды отражают новейшие открытия и достижения, порожденные научно-техническим прогрессом и повсеместным распространением модерна: антимиры, пластмассы, ракеты, битники, рок-н-ролл и т.д. Но не в летописца 20 века играет Вознесенский, его палитра богаче, поэтому он с легкостью сочетает приметы русской старины и описание изотопов, классическую культуру и новые попытки стать ею, глобальные события прошлого и дух настоящего времени.

«Метафору я понимаю не как медаль за художественность, а как мини-мир поэта. В метафоре каждого крупного художника – зерно, гены его поэзии» — говорил Вознесенский

Реализацию этого эстетического принципа читатель ощущает в каждой его работе.

«Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот-
Аэропорт!»

Эклектика понятий, смелая языковая игра выворачивают жадность лирического героя до новых открытий, символов и способов самовыражения. Впереди он видит лишь неведомые горизонты и невидимые доселе, непокоренные и упрямые  цели. Он чувствует силу человеческой души заполнить космос и познать его потаенные глубины. Он верит в всемогущество мысли, которая уже разделила мир на элементарные частицы и знает о нем едва ли не больше, чем что-бы то ни было. Этот мир лирический герой уже фамильярно похлопывает по уже известным человечеству составляющим, относится без пиетета и робости. Описывая грандиозный, огромный земной шар во всех его проявлениях, Вознесенский намеренно ввинчивает в стихотворение жаргонные словечки («Он дал кругаля через Яву с Суматрой!» Параболическая баллада)

«И так же весело и свойски,
как те арбузы у ворот —
земля
мотается
в авоське
меридианов и широт!»

По-панибратски автор близок с миром и мягко шутит, сравнивая его с арбузом. Он уверен в силах маленького человека, габариты планеты и бесконечность космоса его не пугают. По настрою оттепель – маленькая локальная эпоха Возрождения, когда антропоцентризм  вдохновляет людей полюбить себя.

Поэты-шестидесятники как культурное явление

Конечно же, какое поэтическое движение может обойтись без противостояния? Шестидесятники (поэты) боролись с «силами ночи» — темными и абстрактными средоточиями зла и несправедливости. Они стояли на страже первозданным идеалов Октябрьской революции и коммунизма, хотя они потеряли непосредственную связь с ними в силу времени. Однако характерные символы воскресли в поэзии: буденовка, красное знамя, строка революционной песни и т.д. Именно они обозначали свободу, нравственную чистоту и самоотверженность, как нательный крест в православии, например. Утопическая идеология действительно заменила религию и пропитала поэзию периода оттепели, поэзию шестидесятников.

Чем уникальны поэты периода оттепели?

Эмоциональный накал гражданской лирики шестидесятников  — главная особенность этого культурного явления. Непосредственные, отзывчивые и живые стихотворения звучали, словно капель. На нелегкую судьбу страны и беды целого мира поэты реагировали искренне и независимо от идеологической целесообразности. Они преобразили традиционный застойный советский пафос прогрессивный и честный голос поколения. Если они сострадали – то надрывно и отчаянно, если радовались – то просто и легко. Наверное, все о поэтах-шестидесятниках сказал Вознесенский в своем стихотворении «Гойя»:

«Я — горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой…»

Творчество шестидесятников по праву считается одной из самых ярких страниц русской литературной истории.

Что способствовало угасанию движения шестидесятников?

60-е годы 20 века — это эпоха внутренних противоречий. Коммунизм как-то сочетался с индивидуализмом, художественный вкус переплетался с китчевым мещанством, физики дружили с лириками, город — с деревней, демократия — с технократией и т.д. Даже сами шестидесятники и их судьбы были разными, и это, как ни парадоксально, их объединяло. Такая гармония райского сада на земле не могла долго продолжаться, поэтому к 70-ым годам утопия поэтов-шестидесятников начала разрушаться.  Единство общественного и личного естественным образом превратилось в противостояние, личное пришло в противоречие с государственным, и романтичные вольнодумцы потеряли трибуны для выступлений: милость властей сменилась на гнев. Влияние поэтов-шестидесятников на настроения в обществе перестали считать благотворным или хотя бы позволительным хотя бы потому, что творцы чутко восприняли «похолодание», сменившее оттепель, и не смогли скрывать этого в своей поэзии.

Стихи поэтов-шестидесятников были ориентированы на молодежную аудиторию, и когда их поколение повзрослело и осознало, насколько наивен этот революционный пафос в стране победившей бюрократии, оно перестало как создавать, так и воспринимать восторженные надежды на окончательную победу тепла.

О стихотворениях поэтов-шестидесятников можно было с энтузиазмом говорить в период оттепели, но после, когда явно «похолодало», люди нуждались в другой поэзии, отражающей упадок, а не подъем. Явление шестидесятников, как отражение исторических изменений, не могло скривить и подретушировать эти самые изменения.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *